Этап формирующего эксперимента был связан с построением предметно-развивающей среды, стимулирующей речевое развитие ребенка старшего дошкольного возраста.
Организуя предметно-развивающую речевую среду в групповом помещении старшей группы, мы руководствовались возрастными и психологическими особенностями старших дошкольников.
Сделали акцент на развитие словаря, на усвоение понятий, проводили с детьми словесные игры, игры-драматизации, активно использовали театрализованные игры.
Увеличили количество развивающих пособий и разнообразили их в различных развивающих центрах.
В книжном уголке разнообразили: художественную литературу; иллюстрации по темам занятий по ознакомлению с художественной литературой, к знакомым сказкам; открытки по произведениям детской художественной литературы; видеофильмы по произведениям детской художественной литературы; материалы о художниках-иллюстраторах; портреты писателей, чьи произведения изучаются; детскую познавательную литературу.
Организовывали тематические выставки.
Для театрализованной деятельности использовали: костюмерную, мини-театр с небольшим подиумом и занавесом для игр-драматизаций, уголок для сюжетно-ролевых игр.
В речевом уголке проводили артикуляционную, дыхательную, пальчиковую гимнастику, физкультминутки. Использовали материалы для заучивания: загадки, считалки, скороговорки.
Дополнили речевой уголок:
- предметными картинками: игрушки, посуда, одежда, обувь, транспорт, овощи, фрукты, цветы, деревья, музыкальные инструменты, машины, облегчающие труд взрослых, общественные здания, школьные принадлежности;
- парными картинками;
- сюжетными картинками с простым сюжетом с одним действующим лицом;
- сюжетными картинками многоплановыми (игры и труд детей, жизнь животных, труд взрослых);
- сериями из 3-4 сюжетных картинок с последовательно развивающимся действием для составления рассказов;
- сериями сюжетных картинок с последовательно развивающимся действием для пересказа знакомых сказок;
- разрезными картинками;
- иллюстративным материалом по временам года;
- иллюстрациями о труде взрослых, о жизни детей;
- материалами по грамматике;
- материалами по словообразованию;
- дидактическими и настольно-печатными играми.
На подготовку к обучению грамоте использовали пособия «Звуковые часы», «Назови первый (последний) звук в слове», «Цепочка», «Подбери слово», «Составь схему слова», «Звуковое лото»; Разрезные азбуки; Русский алфавит (таблица); Наборы букв и слогов (демонстрационные); Кассы букв (индивидуальные); Слоговые таблицы (демонстрационная и раздаточные); Настольные игры с буквами типа «Азбука», «Кубики» и др.; Магнитная азбука.
Психологические основы творчества и творческие способности
Вопрос о присутствии у человека творческого начала и потребности в самореализации являлся и является актуальным с древних времен и до нашего времени. Способность творить - что это, данность или результат огромных усилий личности на пути развития и самосовершенствования? Однозначного ответа на этот вопрос не существует и вряд ли кто-либо ...
Использование игровых приемов как средств творческой активности в
изобразительной деятельности
В обучении детей дошкольного возраста большое место занимают игровые методы и приемы, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для малышей игровой. К ним относятся дидактические игры, игры-драматизации, подвижные игры, эпизодические игровые приемы (загадки, упражн ...