Особенности развития речи дошкольников

Страница 5

Учить употреблять названия животных и их детенышей в единственном и во множественном числе (не используя трудные формы слов), в родительном падеже множественного числа (не вижу утят, котят, лисят, медвежат и т. д.).

Учить согласовывать прилагательные с существительными (в роде и числе).

Упражнять в умении согласовывать числительные с существительными (на математическом содержании).

Учить пользоваться глаголами в повелительном наклонении. Обучать детей спряжению глагола хотеть.

Упражнять в употреблении глаголов в неопределенной форме (сидеть, лежать, плавать и т. п.).

Упражнять в употреблении притяжательного местоимения мой.

Упражнять в правильном употреблении предлогов, выражающих пространственные отношения (на, в, за, из, с, под, к, над, между, перед и др.).

Упражнять в образовании существительных при помощи уменьшительно-ласкательных и других суффиксов (-ищ-, -иц-, -ец-).

Учить образовывать глаголы с помощью приставок.

Упражнять в образовании прилагательных от существительных (малина - малиновый, дерево - деревянный и т. д.).

Знакомить с приемами словообразования существительных при изучении темы «Животные и их детеныши» (слон - слоненок, лев - львенок, тигр - тигренок, кошка - котенок, лиса - лисенок и т. д.).

Поощрять стремление детей составлять из слов словосочетания и предложения. Обучать составлению и распространению простых предложений за счет однородных членов: подлежащих, определений, сказуемых. Способствовать появлению в речи детей предложений сложных конструкций.

Начать знакомить с видами простых предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные).

3. Развитие и совершенствование звуковой культуры речи.

Развивать фонематический слух. Определять звук в слове, когда он выделяется голосом (с-с-санки) и не выделяется голосом («Скажи, есть ли в этом слове звук [ж]: жаба»). Осуществлять выбор из двух предметов того, в названии которого есть заданный звук (звук [з] - кролик, заяц). Производить самостоятельный отбор детьми предметов с заданным звуком, длительно произнося звук; произнося звук громче, чем остальные звуки в слове. Подбирать слово с заданным звуком (интонационное выделение педагогом определенного звука).

Уточнять и закреплять произношение звуков родного языка.

Вырабатывать четкое произнесение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи. Развивать интонационную выразительность в специальных игровых упражнениях средствами театрализованной деятельности.

В повседневной жизни и на занятиях систематически проводить артикуляционные упражнения (артикуляционную гимнастику); специальные упражнения на развитие речевого дыхания (через игры на поддувание и проговаривание фраз, состоящих из 3-5 слов, на одном выдохе), речевого внимания и т. д.

4. Развитие связной речи детей.

Диалогическая речь. В особых коммуникативных ситуациях упражнять детей в умении вести диалог (беседу), поддерживать и начинать его. Начать приобщать детей к правилам ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника; формулировать и задавать вопросы; строить ответ в соответствии с услышанным).

Объяснять (и закреплять через личный опыт в повседневной жизни и в других видах деятельности), что языковое насыщение диалога (какие слова и выражения употребляешь, с какой интонацией произносишь фразы и реплики) зависит от того, с кем и по какому поводу идет общение.

Учить детей сознательно отбирать и пользоваться языковым материалом в зависимости от социальной ситуации (приветствие, обращение, просьба, извинение, утешение, благодарность, прощание).

Обучать детей быть вежливыми и тактичными в диалоге со взрослыми и с детьми.

Монологическая речь. Готовить детей к обучению монологическим типам речи (описанию и повествованию).

Описание. Упражнять детей в умении выделять и называть предметы, их признаки, состояния, действия. Учить выделять объект речи при описании. Упражнять в умении соотносить объект речи с соответствующими описаниями. Упражнять в умении составлять простые перечисления (объектов, качеств, свойств, состояний, действий и др.). Учить расширять высказывания описательного характера. Упражнять в составлении высказываний описательного характера, состоящих из 2-4 предложений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Гигиенические требования к учебному процессу
Очень важным гигиеническим принципом построения режима дня школьника является рациональная организация учебно-воспитательного процесса, при которой получение разносторонних знаний сочетается с укреплением здоровья школьников и способствует формированию целостной, востребуемой обществом личности. Утомление на школьном уроке - естественное ...

Методы использования мультимедийных презентаций
Формы и место использования мультимедийной презентации (или даже отдельного ее слайда) на уроке зависят, конечно, от содержания этого урока, цели, которую ставит преподаватель. Тем не менее, практика позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения таких пособий: При изучении нового материала. Позволяет иллюстри ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru