Как уже было сказано выше, педагогическое творчество – это в первую очередь творчество. А к полноценному творчеству способна лишь сформированная личность, осознающая важность своей деятельности. Преподавательская деятельность – не исключение. Одного диплома о высшем педагогическом образовании недостаточно для того, чтобы быть готовым к высшему уровню проявления труда преподавателя.
Левчук З.С. выделяет следующие фактора готовности личности к профессиональному творчеству:
- принятие личностью педагогической деятельности как соответствующей ее творческим возможностям и способностям;
- умение видеть в воспитаннике индивидуальность;
- умение развивать творческий потенциал школьника;
- самосовершенствование своих творческих возможностей. [16, 63]
Тот же автор выделяет так же показатели готовности личности к педагогическому творчеству, каковыми он считает:
1) осознание значимости профессиональной деятельности;
2) умение выдвигать цели педагогической деятельности;
3) умение выбирать новые педагогические средства для достижения прежних и новых целей;
4) творческое использование традиционных форм, методов работы;
5) умение осознать педагогом самого себя и субъективное воспроизведение внутреннего мира учеников;
6) умение предвидеть и прогнозировать развитие индивидуальности школьника. [16, 63-65]
Из перечисленного выше можно сделать вывод, о том, что педагогическое творчество, это деятельность, требующая не только отличной теоретической и практической подготовки, но предполагающая наличие определенных качеств, свидетельствующих о психологической готовности педагога.
Педагогическое творчество не ограничивается некими общими положениями, есть и довольно строго регламентированные уровни педагогического мастерства, наделенные четкими характеристиками.
Так, парадигма педагогического творчества насчитывает 5 уровней.
1 – ый уровень. Педагог, достигший первого уровня мастерства, должен обладать эффективной дидактической системой, обогащенной уже известными инструментами (приемов, методов, форм) а также должным образом использовать их на практике.
2-ой уровень. Показателем достижения учителем данного уровня является не просто повышение эффективности дидактической системы, за счет внесения в нее известных инструментов, а также применения их в новой ситуации. Например, дидактические карточки традиционно нашли свое применение при опросе учащихся. Использование их при изучении нового материала, для домашнего задания - творчество 2-го уровня. Еще пример: групповая форма деятельности учащихся традиционно применялась при изучении нового материала; использование групповой организации при контроле знаний - также творчество 2-го уровня.
3-ий уровень. При достижении педагогом данного уровня, отмечается принципиальное изменение частей (части) его дидактической системы за счет создания нового методического приема, формы или метода. Таковы принципы укрупнения дидактических единиц (объема содержания), разработанные П.М. Эрдниевым, метод опережения за счет объединения родственного учебного материала С. Н. Лысенковой. Разработки 3-го уровня это уже педагогические изобретения.
4-ый уровень предполагает создание новой дидактической системы. Новая дидактическая система может создаваться из известных инструментов. Новизна ее заключается в более высоком системном уровне, по сравнению с уже имеющимися благодаря появлению новых связей между инструментами.
5-ый уровень - создание принципиально нового дидактического направления. Новое направление в дидактике на сегодняшний день - это педагогика творчества учащихся или сотворчество. Педагогика сотрудничества - это вершина традиционного направления обучения, когда учитель четко указывает ученику дорогу в мир знаний и ведет его по ней. Сотворчество - это педагогика самостоятельного творчества и учителя, и учащихся, где основу будет составлять усвоение учащимися методов деятельности через решение творческих задач, составленных педагогом.
Практическое изучение преподавания сказок Абрамцевой Н.К. в начальной школе
В экспериментальном исследовании приняло участие 55 детей младшего школьного возраста (от 9 до 11 лет), 24 из которых составили экспериментальную группу, а 24 – контрольную. Сроки проведения исследования: экспериментальное исследование проводилось с 7 декабря по 19 декабря 2009 года. Цель экспериментального исследования: теоретически опи ...
Исследование понимания и употребления возвратных
глаголов
Цель: Выявить возможность понимания и употребления возвратных глаголов в импрессивной и экспрессивной речи. Материалом исследования являются картинки с обозначением действий и предложения: Мальчик прячет. Мальчик прячется. Девочка причесывает. Девочка причесывается. Мальчик вытирает. Мальчик вытирается. Девочка одевает. Девочка одевается ...