Развитие одаренности ребенка и его самооценка

Структура образования » Одаренный ребенок: трудности и радости » Развитие одаренности ребенка и его самооценка

Страница 2

Так дошкольнику или младшему школьнику с адекватной самооценкой свойственны активность, бодрость, жизнерадостность, чувство юмора, коммуникабельность. Они умеют видеть достоинства и недостатки собственной личности. Терпимы к критике.

Заниженная самооценка ведет к пессимистическому восприятию окружающего мира и самого себя, дети пассивны, очень чувствительны, мнительны и ранимы, замкнуты. Критика со стороны может привести к еще более угнетенному состоянию. Склонны к преувеличению своих недостатков. Неуверенны в своих способностях.

Для детей с завышенной самооценкой часто характерны высокомерие, снобизм, стремление любой ценой завоевать аудиторию, бестактность. Болезненно воспринимают критику в свой адрес, считая, что лучшая защита – это нападение. Любят критиковать одноклассников. Часто преувеличивают собственные возможности.

Самооценка и характер ее изменений существенно влияют на ход психического развития ребенка. Велико ее воздействие на формирование одаренности. Ряд авторов считают, что одаренные дети нередко обладают заниженной самооценкой и социальной неуверенностью. Самооценка одаренного ребенка имеет тенденцию к резким изменениям в ответ на малейшие неудачи. Повышенная требовательность к себе, стремление доводить все до совершенства, желание не подводить неуспехами родителей могут становиться причинами самобичевания и самоунижения.

Факторы, которые оказывают подобное влияние на самооценку одаренного ребенка следующие:

· завышенные стандарты оценки своей деятельности и чувство неудовлетворенности, возникающее в случаях, когда достигнутые результаты оказываются ниже, чем ожидалось;

· чрезвычайно высокие личные стандарты, которые складываются под влиянием окружающих, критичное отношение к себе и мучительное ощущение своего несоответствия этим требованиям, страх не оправдать ожидания окружающих;

· повышенная чувствительность, неумение адекватно пережить малейшую неудачу;

· объективные и субъективные сложности вхождения одаренного ребенка в детский коллектив (эффект «белой вороны»), феномены «социального» и «эмоционального дисбаланса» (при которых высокий уровень интеллектуального и творческого развития не соответствует развитию коммуникативных и эмоциональных процессов);

· несоответствие между высоким интеллектуальным развитием и развитием двигательных навыков (феномен «двигательного дисбаланса»).

Данные факторы не только способствуют возникновению заниженной самооценки, но и, как следствие, тормозят развитие заложенных в ребенке способностей.

Страницы: 1 2 


Результаты развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста с заиканием
С целью выявления динамики развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста с заиканием после проведенной нами логопедической работы, был проведен второй этап эмпирического исследования, где заикающимся дошкольникам было предложено выполнить задания, аналогичные заданиям, применяемых на первом этапе исследования. В исследовании при ...

Типы современного общения детей и родителей
Сколько семей, столько особенностей воспитания. Но, несмотря на все их разнообразие, можно выделить типичные модели отношений между взрослыми и детьми в семьях. 1. Семьи, уважающие детей. Детей в таких семьях любят. Родители знают, чем они интересуются, что их беспокоит, уважают их мнение, переживания, стараются тактично помочь. Это наиб ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru