Систематизация групп заданий исследовательского характера и их апробация в самостоятельной практической деятельности младших школьников

Структура образования » Элементы исследовательской работы на уроках математики в начальной школе » Систематизация групп заданий исследовательского характера и их апробация в самостоятельной практической деятельности младших школьников

Страница 1

Для практического использования заданий исследовательского характера на уроках математики, на основе анализа методической литературы, нами были систематизированы задания исследовательского характера для младших школьников и методические рекомендации к ним.

Система упражнений и методические рекомендации представляют собой описание методики работы с младшими школьниками по развитию у них исследовательских умений и навыков.

1) Представлена классификация исследовательских заданий (эвристические задачи) таких как:

задачи на оперирование понятиями «все», «некоторые», «отдельные» задачи на установление временных, пространственных и функциональных отношений;

задачи иных способов обозначения схематизации и символизации для выражения различных отношений;

задачи на комбинаторные действия;

задачи на установление сходства и соответствия;

задачи на активный перебор вариантов отношений.

2) Описание по этапам методики работы с младшими школьниками по развитию математического мышления учащихся посредством решения эвристических задач,

3) Представлены варианты исследовательских заданий, используемых на уроках математики и во внеурочное время: задания, способствующие развитию продуктивности, оригинальности и самостоятельности, исследование суммы, разности, сюжетные задачи, зачеркивание, превращение, отгадывание чисел, математические фокусы.

Задания исследовательского характера, частично были использованы во время преддипломной практики на уроках математики. Данные задания способствовали активизации мыслительной и поисковой деятельности школьников.

Работа над методическими рекомендациями позволила сделать следующие выводы: одна из главных задач школы и учителя состоит в том, чтобы дать учащимся умения, позволяющие им активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность, содействовать формированию и развитию исследовательских навыков и умений у учащихся. В математике исследование – образ мышления. Исследование должно быть доступно ученику. Задача учителя создать условия, при которых ученик мог бы применять новые знания в незнакомой нестандартной ситуации. Для этого необходимо определенным образом подобрать систему упражнений.

Педагогическая ценность исследовательских заданий в том, что они помогают учителю подвести учащихся к самостоятельному мышлению и самостоятельной практической деятельности; способствуют формированию у школьников таких качеств, как вдумчивость, терпеливость, настойчивость, выдержка, аккуратность, сообразительность; развивают исследовательский подход к изучаемым технологическим процессам.

Исследовательская деятельность открывает огромные возможности для сотрудничества учеников и ученика с учителем. Обязанности учителя при этом не менее сложны и ответственны, чем ученика. Необходим тщательный подбор и анализ содержания учебного материала, на основе которого учитель умеет выделить те же вопросы, которые доступны учащимся для самостоятельной проработки и важны для развития познавательного интереса.

Анализ педагогической и методической литературы, исследование заданий исследовательского характера в практической деятельности позволяют сделать выводы и обобщения по теме исследования.

Исследовательская деятельность обучающихся играет огромную роль в современных школьных программах.

Исследовательская деятельность учащихся

– это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности.

Страницы: 1 2 3


Анализ собственного участия в творческой деятельности на занятиях по иностранному языку
Узнав так много о творческой деятельности и педагогов и о приемах ее воплощения в жизнь, я постаралась проанализировать собственный небольшой педагогический опыт. Свою педагогическую практику я проходила в школе под контролем чудесного преподавателя английского языка, старающегося сделать каждый свой урок интересным и незабываемым. Я, по ...

Возрастные особенности развития силы и силовых способностей
Средний школьный возраст (12-15 лет) характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. Годичный прирост длины тела достигает 4-7 см главным образом за счет удлинения ног. Масса тела прибавляется ежегодно на 3-6 кг. В этом возрасте быстрыми темпами развивается и мышечная система. С 13 лет отмечается резкий скачок в увеличени ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru