Для развития умений исследовательской деятельности необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели.
Возможно выделение условий формирования исследовательских умений младших школьников:
1. Мотивация
Необходимо помогать учащимся понимать смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ самореализации и самосовершенствования.
2. Целенаправленность и систематичность
Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в урочной и внеурочной деятельности. Учитель должен использовать материал уроков чтения, русского языка, математики, окружающего мира с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.
3. Творческая среда
Учитель должен способствовать созданию творческой атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе.
4. Психологический комфорт
Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.
5. Личность педагога
Для развития творческих способностей, к которым относятся и исследовательские, нужен творчески работающий учитель, стремящийся к созданию творческой, рабочей обстановки и обладающий определенными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.
6. Учет возрастных особенностей
Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.
Развитие исследовательских умений дает:
- возможность освоения методов исследования и использование их при изучении материалов любых дисциплин;
- возможность применения полученных знаний и умений в реализации собственных интересов, что способствует дальнейшему самоопределению учащихся;
- возможность развития интереса к различным наукам, школьным дисциплинам и процессам познания в целом.
Умения, необходимые при организации учебной исследовательской деятельности:
- умения организовать свою работу (организация рабочего места, планирование работы).
-умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования, умение выстроить структуру исследования, методы исследования, поиск информации).
- умение работать с информацией: (виды информации, источники информации, научный текст, термин, понятие, смысловые части, умение выделять главное, краткое изложение, цитата, ссылка, план, определения, вывод, формулирование вывода, конспект, условные знаки, доказательство: аргументы, факты, выступление и заключение).
- умение представить результат своей работы (формы представления результатов, формы научных собраний, требования к докладу, речи докладчика).
Таким образом, исследовательская деятельность, способствует выработке следующих знаний и умений:
- самостоятельно объяснять и доказывать новые факты, явления закономерности;
- классифицировать, сравнивать, анализировать и обобщать ранее изученные явления, закономерности;
- проводить эксперименты, выдвигать и обосновывать гипотезы;
- устанавливать причинно-следственные связи и отношения;
Влияние гендерных стереотипов на воспитание
В настоящее время, в условиях ярко выраженных изменений в полоролевой стратификации российского общества, фактор пола стал важнейшей составляющей многих социальных и педагогических исследований. Женщина и мужчина – два основных человеческих типа, и взаимодействие между ними необходимо рассматривать как базовую модель всех человеческих со ...
Познавательная активность младших школьников
Развитие личности - есть бесконечный процесс зарождения новых возможностей и превращения их в реальную действительность. Возрастные изменения в условиях обучения и воспитания детей оказывают решающее влияние не только на психику, но и на познавательную активность [10]. Дети младшего школьного возраста могут не только продуктивно усваиват ...