Образная речь является составной частью культуры речи.
Формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения детей в старшем дошкольном возрасте. Дети способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание, поэтому возможность формирования образной речи возникает именно в старшем дошкольном возрасте.
Формировать образную речь детей мы решили при помощи русской народной сказки. Выбор данного жанра связан с тем, что именно в русской народной сказке имеется наличие всех необходимых элементов образности.
Цель формирующего этапа эксперимента – апробировать на практике предложенную нами систему занятий по развитию образной речи старших дошкольников с использованием русской народной сказки.
На подготовительном этапе мы произвели отбор русских народных сказок, с помощью которых предполагалось формировать образность речи детей. Критериями отбора сказок выступили:
- наличие языковых средств выразительности;
- наличие разнообразных средств образности (эпитеты, метафоры, сравнения, антонимы, синонимы);
- наличие многозначных слов [22,23].
Для работы с детьми нами были выбраны русские народные сказки: «Крошечка – Хаврошечка», «Морозко», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси - лебеди», «Снегурочка», «У страха глаза велики» (Приложение 5).
Также мы осуществили подбор иллюстраций к данным сказкам.
С целью мотивации детей на употребление в речи средств художественной выразительности, нами была разработана система поощрений. На первом занятии детям читалась одна и та же короткая сказка, при первом прочтении из текста были умышленно убраны все средства художественной выразительности. Вместе с детьми мы пришли к выводу, что эпитеты, сравнения, синонимы, антонимы, метафоры украшают речь, делают ее живой. Символом речи без образных слов и выражений выступил рисунок девочки, в сером платье. Детям было предложено сделать платье нарядным. Осуществлялось это путем приклеивания на платье кружочков из фольги, которые являлись жетонами. Серебряный жетон ребенок получал в случае использования образного слова или выражения при ответе на специально организованном занятии. Золотой жетон получал ребенок, использовавший красивое слово в обыденной речи. В конце дня каждый ребенок приклеивал свой жетон на платье, начиная с подола. Таким образом, детям хотелось целенаправленно вставить в речь образное слово или выражение, чтобы получить жетон (Приложение 6).
Для того чтобы восприятие русских народных сказок было более глубоким, а речь образной, яркой нами был разработан план работы по формированию образности у детей экспериментальной группы (Приложение 7).
Система работы по формированию образной речи велась в двух направлениях:
1. Обучение на специально-организованных занятиях.
2. Обучение и закрепление знаний детей в повседневной жизни.
Знакомство ребёнка со сказкой начиналось с выразительного чтения её взрослым. Исходя, из поставленных перед нами задач, мы использовали сочетание разных методов (Приложение 8).
После первого прочтения сказки мы задавали ряд вопросов, с целью выяснения того, насколько дети поняли сюжет. Далее мы совместно с детьми рассматривали, какими средствами сказочник добивается соответствующего впечатления (картины природы, описания героев, их поступков, юмористические моменты, драматические повороты сюжета).
Дети сначала с помощью взрослого, а потом и самостоятельно находили в тексте сказки красивые слова и выражения. Также детям предлагалось подобрать как можно больше определений к главному герою (событию, явлению, предмету); найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова; придумать похожие слова (синонимы); подобрать определения, сравнения к словам (отрывки из сказки, где встречаются эти слова, можно перечитать с использованием образных слов и выражений, придуманных детьми). Особое оживление среди детей вызывало предложение придумать главному герою необычное определение, придумать красивое, интересное слово самостоятельно.
Интересным оказался прием словесного рисованию по прочтении текста характеров героев, обстановки, «интерьера» сказки. Дети не только использовали слова и выражения из художественного текста, но и придумывали свои.
Роль дидактических
принципов в обучении математике
1. Принципы обучения Принципы обучения - это исходные положения, определяющие деятельность педагога и характер познавательной деятельности учащихся. Принципы обучения выражают определенные закономерности обучения. Незнание принципов или их неумелое применение тормозит успешность обучения, затрудняет усвоение знаний, формирование качеств ...
Организация логопедической работы по развитию речевого дыхания
у детей дошкольного возраста с заиканием
На основе данных, полученных в ходе исследования, нами был сделан вывод о необходимости целенаправленной логопедической работы по развитию речевого дыхания у детей дошкольного возраста с заиканием. Дыхательная функция нуждается в тренировке. При этом решаются такие задачи, как нормализация ритма дыхания, увеличение силы дыхательных мышц, ...