Беседы и анкетирование, проведенные с учащимися, прочитавшими "Повести Белкина" и "Пиковую даму", показывают, что они не воспринимают прозу Пушкина во всем ее богатстве. Воспринимается в основном сюжет повестей, и то в силу его сжатости недостаточно глубоко. Десятиклассники после самостоятельного чтения не осознают ни авторской позиции, ни художественных достоинств пушкинской прозы. А между тем это должно явиться основой всего последующего изучения прозы русских классиков. «Художественная проза Пушкина - это новый этап в развитии взглядов самого писателя и в развитии русской литературы. Пушкин первый заложил основы русской реалистической прозы, хотя его особенная повествовательная манера не была никем повторена» [45; 98].
Первым этапом всей работы по прозе Пушкина является небольшая лекция учителя о "Повестях Белкина", созданных в период болдинской осени 1830 г. В лекцию включены элементы беседы и выступления учащихся, получивших индивидуальные задания по тексту отдельных повестей всего цикла (сопоставить два поединка в повести "Выстрел"; проследить изменения в положении и состоянии станционного смотрителя во время трех приездов рассказчика).
Углубление восприятия материала, изложенного учащимися, связано с организацией наблюдений над указанными отрывками из текста. В процессе обсуждения отмечаем целостность композиции всего цикла, объединенного образом рассказчика. Отмечаем, что Пушкин хотел ввести в повествование максимум простоты, документальности, что большой заслугой автора является создание типичных образов. Поведение действующих лиц глубоко мотивировано и в социальном, и в психологическом плане, автор редко использует сравнение, метафоры, зато глагол в его художественной прозе несет особую смысловую и эмоциональную нагрузку.
Важное значение в чтении и анализе текста имеет обдумывание авторской позиции, его концепции человеческой личности. Учитель строит эту работу лишь по отдельным ориентирам: характеры и сюжеты "Повестей Белкина" подсказаны Пушкину самой действительностью, в каждом образе воплощены существенные черты современного автору русского общества, в каждом отдельном случае автор, порой почти незаметно, дает нравственную оценку героям. В цикле "Повестей Белкина" нет ничего лишнего или случайного (так, написанный первым "Гробовщик" "уступил" место "Выстрелу", ибо не в накопительстве, а в мужественном самопожертвовании видел Пушкин истинное назначение человека). Общий вывод, завершающий короткую встречу учащихся с миром прозы Пушкина, заключается в следующем: глубоко раскрыв связи между личностью и средой, автор через судьбы представителей различных сословий стремится раскрыть законы развития общества. В произведениях периода болдинской осени 1830 г. он решал проблемы создания типического характера, стремился к демократизации литературного процесса. В 30-е гг. Пушкин заложил основы реалистической русской прозы.
Знакомство с прозой Пушкина включает краткий обзор учителем содержания повести "Пиковая дама". В этой части урока класс заслушивает выступления учащихся, прочитавших повесть и получивших индивидуальные задания по темам: "Причины поступков Германна" и "Роль фантастических элементов в повести".
Поведение Германна ученики объясняют влиянием среды ("Поведение Германна мотивируется тем, что он живет в обществе, в котором главное - деньги"; "Германн видит, что лишь те имеют власть, у кого есть капитал, и он решается на все, даже на убийство. Пушкин винит во всем общество"). Психологическая мотивировка поведения героя ускользает от учащихся при попытке дать самостоятельно анализ повести. Раскрывая вопрос о причинах конфликта между героем и средой, школьники подчеркивают различие между Германном и теми, кто имел деньги.
Значение фантастических элементов девятиклассники понимают следующим образом: "Фантастические элементы Пушкин вводит для того, чтобы более ярко показать одолевшую Германна страсть к деньгам. Деньги, деньги, деньги. Все подчинено им"; "Фантастические элементы в повести Пушкина "Пиковая дама" использованы для того, чтобы еще глубже раскрыть внутренний мир героя, охваченного одной страстью - стремление иметь деньги".
Пушкин дает отрицательную нравственную оценку герою, хотя прямо нигде ее не высказывает, но жажда денег становится той причиной, которая приводит Германна к трагическому концу. Авторская позиция раскрывается в эпиграфе к IV главе повести (" .Человек, у которого нет никаких нравственных правил и ничего святого"). Справедливо утверждение Г.А. Гуковского, что характер Германна - это "могучее, типическое обобщение, образ, созданный на основе глубокого уразумения социального процесса проникновения капитализма в самые основы русской жизни" [15; 340]. Внимание к понятиям характера, метода, а также к особенностям индивидуального стиля писателя оказывает несомненное воздействие на углубление восприятия художественных произведений.
История развития баскетбола в Республике Беларусь, его
основные достижения
Свое настоящее призвание и развитие баскетбол в Беларуси получил лишь после Великой Октябрьской социалистической революции. Большое влияние на развитие игры оказали окружные управления Всеобуча. В 1920 году баскетбол вводится как самостоятельный предмет в физкультурных учебных заведениях. В 1923 году на первом Всесоюзном празднике физкул ...
Педагогическое творчество
Педагогика - одна из интереснейших социальных дисциплин, которая имеет дело с самыми широкими социальными процессами. И за всем этим космосом чувств, диалогов - реальные люди, реальные дети, реальные воспитатели. Однако суть педагогической профессии не определяется совокупностью заданий и предъявляемых ими требований. Как и всякая другая ...