Особенности и методические аспекты формирования основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста

Структура образования » Интегрированные занятия как условие формирования толерантных качеств детей старшего дошкольного возраста » Особенности и методические аспекты формирования основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста

Страница 3

Особое значение в речевом развитии дошкольников имеет диалог сверстников. Именно при таком общении дети по-настоящему чувствуют себя равными, свободными, раскованными. В диалоге рождается содержание, которым не обладает в отдельности ни один из партнеров, оно рождается лишь во взаимодействии. В диалоге со сверстником в наибольшей степени приходится ориентироваться на особенности партнера, учитывать его возможности и поэтому произвольно строить свое высказывание, используя контекстную речь.[2,c.20]

Диалог становится способом бытия человечества, и поэтому он должен быть естественной формой взаимодействия с ребёнком с самого раннего возраста.

Демократический стиль педагогического руководства:

· учет интересов всех участников воспитания;

· поощрение и поддержка самостоятельности и самоуправления;

· формирование паритетных отношений вместо административно – командных;

· принятие педагогическим сообществом норм и правил, которые должны осознанно и неукоснительно выполняться;

· готовность педагога и администрации к равноправному партнерству со всеми участниками педагогического процесса;

· готовность к защите интересов меньшинства, способность к переговорам, соглашениям и договорам в интересах дела;

· переход от субъект - объективных к субъект – объект - субъективным.

Демократизация воспитательного процесса наиболее важна для воспитания толерантных качеств у ребенка, потому, что сейчас современная педагогика строится на гуманизации взаимоотношений.

Сотрудничество

Подразумевает совместное определение целей деятельности, совместное ее планирование, распределение сил и средств на основе возможностей каждого. Это уровень толерантного поведения, который может быть охарактеризован следующими признаками: — контактность; — доброжелательность (отсутствие агрессии, в том числе и самоагрессии); — отсутствие тревожности; — мобильность действий; — вежливость (учтивость); — терпение; — доверительность; — социальная активность.[29]

Поэтому очень важно с самого раннего детства обеспечить ребенку условия, способствующие благоприятному психологическому развитию его личности. С самого рождения ребенок включается в систему социальных связей и приобретает определенный социальный опыт, который усваивается на протяжении всего детства и является доминирующей стороной в развитии личности.

В старшем дошкольном возрасте происходит не только общее и характерное для этого периода накопление информации нравственно-ценностного содержания, но и ее дифференциация. Понятия "добро" и "зло" у ребенка 5-7 лет абстрактны и требуется их конкретизация для того, чтобы руководствоваться ими в повседневной жизни. Расширяются представления детей о родной стране, о государственных и народных праздниках (8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, Новый год); воспитывается любовь к Родине и уважение к людям, населяющим ее.

Знакомясь с явлениями общественной жизни, педагог особое внимание уделяет таким темам, как "Семья". Здесь взрослый формирует интерес к своей родословной, детям предлагают нарисовать всех членов семьи, рассказать о них. Эффективными формами взаимодействия педагога с детьми являются беседы ("Что такое родословное дерево", "Мои мама, папа", "Отдыхаем всей семьей", "Мои бабушка и дедушка, какие они"); встречи с близкими взрослыми например, к детям приходит бабушка и дети рассказывают ей о жизни в детском саду, она – о себе, своих увлечениях, показывает фотографии); игры ("Найди сходство", "Найди различие", "Чей я ребенок, угадай", "Найди пару"), которые помогают ребенку находить внешнее сходство с родителями и другими родственниками; рассматривание семейных альбомов, создание альбомов "Наши сестры и братья", "Наши бабушки и дедушки", "О мамах разных и очень важных" и т.д., изготовление групповой газеты "Как я провел лето". Наряду с раскрытием темы "Семья" вести параллельно работу по теме "Детский сад". Необходимо разговаривать с детьми о том, почему детский сад так называется (здесь о детях заботятся и ухаживают за ними, как за растениями в саду); показать общественную значимость: родители работают и, уходя на работу, не волнуются, так как в их отсутствие о детях заботятся сотрудники детского сада. Старшим детям постепенно раскрывают понятия "дружба", "взаимовыручка".

Страницы: 1 2 3 4 5


Значение и место внеклассной работы в учебно-воспитательном процессе
Деятельность учащихся в школе не ограничивается выполнением обязательной для всех учебной работы. Запросы школьников, увлекающихся биологией, значительно шире. Поддержать такой интерес, закрепить и развить его – задача учителя. Однако в рамках учебных занятий это сделать трудно, поэтому проводится внеклассная натуралистическая и экологич ...

Конспект урока на тему: "Право на образование"
Цель: Создание условий для формирования понимания и осознания учащимися правовой защищенности в образовательном учреждении. Задачи: 1. Актуализировать знания учащихся о праве на образование, как естественном, фундаментальном, неотчуждаемом праве человека. 2. Развивать навыки работы в группе, выработки и доказательного выражения собственн ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru