Для решения задачи определения влияния специально подобранных развивающих и подвижных игр, пальчиковой гимнастики, а так же занятий АФК с предметами на развитие мелкой моторики детей 3-4 лет с умственной отсталостью в ноябре 2008 – январе 2009 года были проведены контрольно-педагогические испытания с помощью батареи контрольных упражнений для оценки уровня развития мелкой моторики детей.
Оценка мелкой моторики проводилась, основываясь на данных, полученных при обработке результатов тестирования детей (приложение). В таблице 3.1 представлена сравнительная характеристика результатов исследуемых групп детей.
Таблица 3.1 – Сравнительная характеристика развития мелкой моторики у обследованных детей до эксперимента
Тест |
КГ |
ЭГ |
tнабл |
P |
«Мозаика» |
2,3±0,97 |
2,3±0,66 |
0< tкрит=2,37 |
— |
«Разложи» |
2,4±0,99 |
2,3±0,83 |
0,89< tкрит=2,37 |
— |
«Застегни» |
1,9±0,78 |
1,9±0,78 |
0< tкрит=2,37 |
— |
«Шнуровка» |
1,5±0,71 |
1,5±0,71 |
0< tкрит=2,37 |
— |
«Золушка» |
2,3±0,97 |
2,4±0,99 |
0,97< tкрит=2,37 |
— |
«Бусины-горошины» |
2,4±0,48 |
2,5±0,5 |
0,86< tкрит=2,37 |
— |
«Лови шарик» |
2,1±0,93 |
2±0,71 |
0,87< tкрит=2,37 |
— |
«Конструирование из палочек» |
2,3±0,83 |
2±0,71 |
1,91< tкрит=2,37 |
— |
Как видно из таблицы 3.1 достоверных различий в исходном уровне развития мелкой моторики при выполнении контрольных упражнений, а так же в результатах тестов в группах не обнаружено. Группы по своему физическому развитию мелкой моторики равны. Это дает возможность дальнейшего исследования групп в качестве экспериментальной и контрольной.
Методика экспериментального исследования
Для определения ведущей формы общения ребенка со взрослыми использовалась методика, разработанная М.И. Лисиной [57, с.41]. Данная методика исследует три формы общения: ситуативно-деловую, внеситуативно-познавательную и внеситуативно-личностную. Материал: игрушки, книги. Процедура обследования: педагог приводит ребенка в комнату, где на с ...
Особенности формирования малых групп
Стартовыми позициями являются вопросы, связанные с составом, размером, структурой и продолжительностью «жизнедеятельности» малой группы. Здесь рекомендуется учитывать следующие основные моменты. Во-первых, соблюдать принцип гетерогенности (разнородности). Исследования показывают, что комплектование гомогенных (однородных по уровню обучен ...