Анализ воспитательно-образовательных программ

Страница 4

Третье направление словарной работы предполагает освоение слов, обозначающих видовые и родовые обобщения. Основными формами при реализации третьего направления словарной работы являются образовательные ситуации, направленные на освоение видовых обобщений, занятия по формированию родовых обобщений, упражнения в классификации.

Четвертое направление предполагает освоение новых (переносных) значений известных слов. Оно связано с освоением средств языковой выразительности: метафор, сравнений, олицетворений. Дети и раньше использовали в речи такие слова, как ручка, ключ, крыло. А теперь педагог показывает им, что каждым из этих слов можно обозначить несколько разных предметов. Метафорические переносы значений можно показать на примере загадок. Реализация четвертого направления словарной работы осуществляется при ознакомлении детей с произведениями художественной литературы, особенно с пейзажной лирикой. Воспитатель обращает внимание детей на образные сравнения, олицетворения, метафоры, позволяющие поэту передать своё настроение, красоту окружающей природы: «Лес как терем расписной: лиловый, золотой, багряный» и т.п.

В рамках четвёртого направления словарной работы лексика обогащается также за счёт эпитетов, синонимов, антонимов.

На шестом году жизни очень активно протекает освоение способов словообразования. Это проявляется в овладении большим количеством производных слов, в интенсивности словотворчества. Инновации охватывают основные части речи: существительное, прилагательное, глагол.

Это период расцвета словотворчества. Оно имеет теперь форму языковой игры, что проявляется в особом эмоциональном отношении ребёнка к экспериментам со словом.

В играх с детьми полезно создавать ситуации, стимулирующие поисковую активность в сфере словообразования. Можно также проводить игры и упражнения на образование названий людей по профессии, по роду деятельности, на умение соотносить глагол и действие.

Игры и игровые упражнения, направленные на активизацию поисковой деятельности ребёнка в сфере словообразования, удовлетворяют естественную потребность ребёнка в игре со словом. Это позволяет освоить богатый словарь произвольных слов, активно использовать его в связной речи.

Выполнив свою функцию, словотворчество, как экспериментирование в сфере образования, постепенно идёт на убыль. Это естественный процесс. Внимание ребёнка перемещается в другие сферы языка и речи. Активно формируется речевой самоконтроль, критическое отношение к своей речи, стремление говорить грамматически правильно, точно.

Основная линия развития речи ребёнка определяется переходом от преимущественно ситуативной речи к использованию контекстной.

Такой переход тесно связан с овладением словарным составом и грамматическим строем языка.

По мере овладения связной речью дети учатся адекватно применять средства контекстной и ситуативной речи в зависимости от условий, содержания и характера общения. Ребёнок, как и взрослый, пользуется ситуативной речью в разговоре с собеседником, связанным с говорящим общей ситуацией, предметно-смысловым содержанием речи.

Даже полностью овладев диалогической речью, ребёнок не может перейти к связной монологической речи. Контекстной речью дошкольник овладевает постепенно в процессе обучения.

Предметное содержание программы.

- Формирование у ребенка целостной картины окружающего мира.

- Формировать умение выбирать необходимую информацию.

- Развивать познавательные и интеллектуальные умения (исследовательские действия, операции сравнения, сортировки, классификации, обобщения, логические действия)

Страницы: 1 2 3 4 5


Модель формирования пространственного образа
Первым шагом на любом этапе познания, в том числе и при формировании представлений, является восприятие, «живое созерцание» определённой визуальной информации, например, чертежа, схемы, модели, рисунка и т.п. Для того чтобы сделать его действенным, необходимо не просто смотреть на предлагаемые для восприятия зрительные образы, а видеть з ...

Модель компьютерного обучения
Как и при внедрении всякого другого средства обучения, возникает ряд проблем, связанных с психолого-педагогическими условиями применения компьютера в процессе обучения. В то же время компьютер дает такие возможности информационного обеспечения учебного процесса, которых до сих пор никогда не было. Возникает серьезная многоаспектная пробл ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru