Во все периоды социально-политического развития общества на первый план выходили различные аргументы в защиту особого значения чтения, но неизменным и очевидным остаётся тот факт, что именно искусство чтения является системообразующей основой для формирования информационно-академических умений. Именно эти умения позволяют человеку эффективно ориентироваться в растущих информационных потоках, а также выстраивать автономную образовательную траекторию с учётом своих индивидуальных потребностей и возросших возможностей современной системы непрерывного образования, с наличием множества моделей и форм традиционного очного и дистанционного обучения.
Процесс чтения и результат его – извлечение информации – имеют огромное значение в коммуникативно-общественной деятельности людей. Эта форма письменного общения обеспечивает передачу опыта, накопленного человечеством в различных областях жизни, развивает интеллект, обостряет чувства, то есть обучает, развивает, воспитывает. Словом, чтение формирует качества наиболее развитого и социально-ценного человека.
По мере накопления лексических единиц многие дети нуждаются в зрительной опоре, так как воспринимать только на слух речь крайне трудно. Особенно это касается тех детей, у которых зрительная память развита лучше слуховой памяти.
В исследовании Леднева В.С чтение рассматривается как одно из важнейших видов коммуникативно-познавательной деятельности учащихся. Эта деятельность направлена на извлечение информации из письменно - фиксированного текста. Чтение выполняет различные функции: служит для практического овладения иностранным языком, является средством изучения языка и культуры, средством информационной и образовательной деятельности и средством самообразования [11, 48]. Как известно, чтение способствует развитию других видов коммуникативной деятельности. Именно чтение даёт наибольшие возможности для воспитания и всестороннего развития школьников средствами иностранного языка.
В контексте новых подходов и изменений в стратегиях обучения иностранному языку и языкового образования в целом чтение становится важным и неотъемлемым аспектом процесса обучения иностранным языкам.
Наблюдения показывают, что в практике преподавания иностранного языка в школе отсутствует система обучения различным видам чтения, этим и определяется актуальность выбранной темы.
Объектом исследования является процесс обучения иностранному языку в средней школе.
Предмет исследования – обучение чтению на уроках английского языка.
Цель - выявить эффективность приёмов обучения чтению как средств развития личности.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть психологический аспект обучения чтению.
2.Проанализировать различные виды чтения, способствующие повышению уровня языковой культуры учащихся.
3. Разработать фрагменты уроков по формированию навыков чтения.
Для реализации поставленных задач использовался такой метод исследования как анализ и обобщение данных научно-методической литературы по различным вопросам психологии, педагогики и методики преподавания иностранного языка.
Методологическую основу выпускной квалификационной работы составили исследования Бим И. Л., Гез. Н. И., Зимней И. А., Иличкиной Е. В., Коряковцевой Н. Ф., Никитенко З. Н. по проблемам формирования навыков чтения.
Теоретическая значимость данной работы состоит в обобщении и систематизации взглядов ученых на данную проблему.
Практическая значимость исселодования состоит в том, что предложенные материалы могут быть использованы при организации уроков, семинаров-практикумов и консультаций.
Сравнительная характеристика развития мелкой моторики у обследуемых детей
Для решения задачи определения влияния специально подобранных развивающих и подвижных игр, пальчиковой гимнастики, а так же занятий АФК с предметами на развитие мелкой моторики детей 3-4 лет с умственной отсталостью в ноябре 2008 – январе 2009 года были проведены контрольно-педагогические испытания с помощью батареи контрольных упражнени ...
Тематическое планирование занятий, уроков по экономике
Предлагаемая концепция профильного обучения исходит из многообразия форм его реализации. Возможна такая организация образовательных учреждений различных уровней, при которой реализуется не только содержание выбранного профиля, но и предоставляется учащимся возможность осваивать интересное и важное для каждого из них содержание из других ...