Задачи и формы работы по экологическому образованию

Структура образования » Разработка ландшафта школьного участка с экологической тропой » Задачи и формы работы по экологическому образованию

Страница 1

Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной средой.

Поэтому очень важен в экологическом образовании начальный этап школьного обучения, на котором эти взаимоотношения учащихся с природной средой систематизируются и обобщаются.

Мысль о взаимовлиянии природы и человека, о необходимости учитывать эту связь при организации воспитательного процесса можно проследить и в результате анализа наследия педагогической мысли конца XIX - начала XX веков.

Говоря об отражении в педагогических учениях идеи о взаимосвязи природной среды и человеческой личности, нельзя обойти вниманием деятельность и творчество К.Н. Вентцеля.

Он дал этим теориям педагогическое обоснование. К.Н. Вентцель считал, что на первое место в общественной жизни должен выдвинуться культ свободной, творческой личности. В связи с этим, особая роль отводится воспитанию, так как ребёнок, в его понимании - "нежный росток", из которого при заботливом уходе и внимании вырастет самоценная, не допускающая насилия и жестокости личность. Осознание воспитанником неразрывного единства своей связи с окружающей средой (природной и социальной), - такова, по Вентцелю, задача воспитания.

Свои взгляды К.Н. Вентцель пытался реализовать на практике, организовав в 1906 году "Дом свободного ребёнка" в Москве. Целью воспитания и обучения в этой свободной школе было разностороннее развитие детей в процессе активного соприкосновения с жизнью, природой, людьми. Различные виды трудовой деятельности, в которые включались воспитанники, постоянное общение их с природой пробуждали, по мнению К.Н. Вентцеля, потребность освобождения их творческих сил. Свой педагогический идеал он утверждал в личности, которая ни при каких условиях не станет орудием разрушения, страданий и гибели окружающего мира.

Во многом актуальными с позиции современных проблем экологической безопасности являются педагогические взгляды Л.Н. Толстого. Он также приходит к мысли о том, что человек включён в окружающий мир, неразрывно связан с ним. От того, какой выбор сделан отдельным человеком, зависит не только его собственное счастье, но и судьба его народа, всего человечества. Любая деятельность обречена на заблуждения и ошибки, если она не соотносится с этическим смыслом. Поэтому значительная часть технических изобретений обращается во вред живому.

В связи с этим Л.Н. Толстой проявлял постоянный интерес к душевной жизни человека и особенно растущей, развивающейся личности ребёнка. Духовная жизнь каждого человека, по убеждению Л.Н. Толстого, начинается с того момента, когда у него возникает стремление уяснить себе цель и смысл всего окружающего мира и назначение в нём человека. В логике своих поисков духовного совершенствования личности ребёнка он обратился к впечатлениям, полученным от общения с природой.

Красота природы, считал он, позволяет проявиться нравственной красоте, присущей детской душе, и воспитатель должен постоянно содействовать этому процессу. Педагог настаивал на необходимости развития таких качеств личности, как сопереживание, сочувствие и милосердие, доказывал, что нравственные вопросы и сомнения присущи природе каждого ребёнка. Уделять внимание этим вопросам - значит следовать стремлениям детской души.

Страницы: 1 2 3 4 5


Решение квадратных неравенств
Неравенство вида ax2 + bx + c = 0,(1) где а, b, с — действительные числа, а ≠ 0, будем называть квадратным неравенством. Если вместо x в левую часть неравенства (1) подставить некоторое действительное число x0, то получим числовое неравенство ax + bx0 + c > 0, которое при одних значениях x0 может оказаться верным, а при других — ...

Особенности и методические аспекты формирования основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста
С самого рождения ребенок включается в систему социальных связей и приобретает определенный социальный опыт, который усваивается на протяжении всего детства и является доминирующей стороной в развитии личности. Характер взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками изменяется и усложняется на протяжении всей жизни, приобретая форму т ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru