Использование игровых приемов как средств творческой активности в изобразительной деятельности

Структура образования » Изучение использования игровых приемов как средства развития творческой активности детей в изобразительной деятельности » Использование игровых приемов как средств творческой активности в изобразительной деятельности

Страница 5

Обобщенные нами игровые приемы можно использовать во всех типах занятий. Различие будет лишь в особенностях их применения, определяемых ведущими задачами занятия.

На специфику использования игровых приемов влияет также их место в структуре занятия. Соответственно этапам художественно-творческой деятельности четко определяют три части занятия: первая часть, во время которой организуют процесс формирования замысла рисунка; вторая - процесс его реализации и третья - связанная с анализом и оценкой детских работ. Каждая из этих частей направлена на решение специфических задач. Их своеобразие также влияет на своеобразие применения игровых приемов обучения.

Сочетание обучения и направленности деятельности на других является, по выражению Б.М.Теплова, одной из важнейших особенностей и больших трудностей педагогической работы по художественному воспитанию. Игровые же приемы помогают решать эти задачи в единстве.

Игровые приемы можно применять в первой же части занятия для организации ориентировочно-исследовательских действий, например восприятия изображаемого предмета. В процессе обследования предметов применяется прием обыгрывания игрушек. Если предполагается большая активность детей, воспитателю важно вести разговор не столько между персонажами, сколько между персонажами и детьми или только с детьми, опираясь на игровые персонажи. В процессе такой беседы педагог вместе с детьми рассматривает изображаемый предмет, припоминает подобные признаки у других предметов, сходных с данными.

Объясняя способы, последовательность изображения, можно обыграть выполняемый рисунок и с помощью игрушек. Центр игры - создаваемый образ, а игрушки - средства обыгрывания.

Применяя прием обыгрывания выполняемого рисунка (аппликации), воспитатель легко может объяснить и показать способы изображения, максимально активизируя детский опыт, упражняя дошкольников в применении знаний, умений в относительно новых условиях. Дети при этом, как правило, очень внимательны, эмоциональны, активны. Такое образное восприятие является, по мнению ученых, показателем творческого отношения к работе. В то же время оно связано с оценкой техники, грамотности работы. Очень существенно, что дети при этом в первую очередь обращают внимание на те изобразительно-выразительные средства, которые определяют качество изображения, нужное для последующего игрового использования детских работ, и одновременно выделены педагогом как необходимые для усвоения.

Показ способов изображения, способов действия может быть и неигровым, но при любых его формах целесообразно использовать в первой части занятия другой вид игрового приема - обыгрывание готового изображения (результата показа). Целью обыгрывания в данной части занятия является закрепление предложенного игрового мотива деятельности; оживление образа; предварительная оценка одного из вариантов работы и на этой основе предупреждение возможных ошибок, уточнение задания. Обыгрывание в первой части занятия с целью оценки предварительного

результата помогает детям припомнить и самостоятельно воспроизвести нужный способ изображения.

В тех случаях, когда в первой части занятия используют обыгрывание готового или частично выполненного (во время показа) изображения, активность детей особенно высока. Перед началом изображения они повторяют правила работы.

Таким образом, в первой части занятия сочетание игровых приемов может быть различным: обыгрывание изображаемых предметов и игрушек, сюжетно-изобразительная игра с незаконченным изображением, обыгрывание законченного изображения (результата показа способов рисования, аппликации).

Во второй части занятия осуществляется руководство процессом воплощения замысла. Оно всегда связано с оценкой воспитателем способов и результатов детской деятельности. Все задачи занятия решаются в основном в индивидуальной работе с детьми. Целесообразно при этом использовать обыгрывание рисунков. Сосредоточенные на изображении, ребята воспринимают такое обыгрывание как помеху.

В третьей части воспитатель ставит задачи: «оживить» образ, помочь детям увидеть достоинства и слабости своей работы, укрепить желание заниматься изобразительной деятельностью. Одной из важных задач этой части занятия является обучение детей приемам анализа. В комплексе разных методов и приемов важно использовать прием обыгрывания готового изображения. Последующей игровое использование работы обусловлено игровой мотивацией еще в начале занятия, и поэтому дети ждут этой игры-анализа. Игровое применение продукта деятельности должно быть таким, чтобы выявились его достоинства, слабости и их причины. Этот игровой прием вводит детей в изображаемую ситуацию, создает ощущение участия в событиях. Игровые действия могут обозначаться словом или имитировать внешний рисунок реальных, продуктивных действий, нередко они выполняются с предметами, игрушками, рисунками. Анализ возникает по собственной инициативе детей задолго до начала общего просмотра, организованного педагогом. Сначала это проявляется в оценке рисунка соседа по столу, затем первых изображений, выставленных на стенде.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Общение как неотъемлемая часть педагогического творчества
Очень важным компонентом педагогического творчества является способность преподавателя адаптировать особенности своей личности к определенной образовательной системе, а также вырабатывать навык общения и способность работать с учеником в творческом сотрудничестве. Если проанализировать педагогический процесс в целом, то он распадается на ...

Анализ результатов экспериментального исследования
Данные, полученные в ходе исследования общения детей с общим недоразвитием речи и детей с нормальным речевым развитием со взрослым указывают на значительные различия в уровнях сформированности речевой коммуникации. Для наглядности данные исследования общения ребенка со взрослым были занесены в сводную таблицу. Таблица 4 Данные исследован ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru