Использование игровых приемов как средств творческой активности в изобразительной деятельности

Структура образования » Изучение использования игровых приемов как средства развития творческой активности детей в изобразительной деятельности » Использование игровых приемов как средств творческой активности в изобразительной деятельности

Страница 2

Таким образом, игровые приемы — это способы совместного (педагога и детей) развития сюжетно-игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленные на обучение и развитие детей.

Мы согласны с мнением Г.Г.Григорьевой, которая отмечает, что в каждом игровом приеме должны быть игровая задача и игровые действия. Их содержание продумывается педагогом, но обязательно с учетом знаний детей об окружающем и их интересов. От этого зависят содержание, количество, разнообразие, логика игровых задач и действий. Если это условие не учитывается педагогом, то ребенок фактически не принимает предлагаемую взрослым игровую ситуацию, вскоре теряет интерес к ней, и игровое воздействие на детей при этом малоэффективно.

Игровые приемы выбираются педагогом с учетом особенностей игры детей, логики ее развития, с одной стороны, и особенностей изобразительной деятельности — с другой. Только в этом случае руководство будет безболезненным и эффективным. Это особенно необходимо при руководстве творческой деятельностью, воздействие на которую должно быть по возможности незаметным для ребенка, бережным в смысле сохранения детских чувств, настроения.

Все игровые приемы условно можно разделить на две большие группы: сюжетно-игровые ситуации по типу режиссерских игр и сюжетно-игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых.

Рассмотрим сначала, как игровые приемы дифференцируются по характеру игрового материала.

Сюжетно-игровые ситуации по типу режиссерских игр развертываются по поводу игрушек, каких-либо предметов, бросового материала и других объемных или плоскостных предметов. Ребенок и воспитатель действуют с ними, как в режиссерских играх. Другие игровые ситуации этого типа развертываются по поводу рисунка (рисованное изображение более условно, и возможности активного действия с ним более ограниченны). Дети и воспитатели действуют одновременно в том и другом случае и как сценаристы, и как режиссеры, и как актеры.

Прием обыгрывания предметов или игрушек (объемных и плоскостных), картин-панорам, природного, бросового материала очень распространен. Обыграть можно даже изобразительный материал (кисточки, краски, карандаши и т.п.). Ведь с кисточкой, карандашами можно разговаривать, советоваться, учить их рисовать («бегать» по ровной дорожке, «кататься» с горки, «прыгать» как зайчик, «ходить» как медведь и т.п.).

Прием обыгрывания игрушек, предметов принимается детьми, так как учитывает присущий ребенку интерес к предметам и действиям с ними.

Используя этот прием, можно учесть постепенно изменяющиеся, усложняющиеся с возрастом и развитие интересы детей. Это те интересы, которые лежат в основе естественных игр: к человеку, его действиям (мама, бабушка, врач и т.п.); сказочным персонажам, популярным героям мультфильмов и их действиям; к общению с любимыми образами, героями.

Поэтому такой прием (обыгрывание игрушек) вполне может быть использован в работе с самыми старшими дошкольниками. Следует при этом помнить, что при сохранении интереса к игрушке (предмету) у старших дошкольников превалирует интерес к общению людей, взаимодействию их между собой. Это обязательно нужно учитывать при обыгрывании игрушки (предмета).

Какие задачи руководства изобразительной деятельностью можно решать с помощью этого приема?

Как правило, такой прием используется непосредственно перед началом занятия или в первой его части в процессе беседы, направленной на формирование замысла будущего рисунка (лепки, аппликации). Обыгрывание игрушек (предметов) помогает привлечь внимание к изображаемым предметам; мотивировать, обосновать задание, заинтересовать предстоящей работой; объяснить приемы изображения; рассмотреть, обследовать изображаемый предмет.

Другой прием, который предлагает Т.Н.Доронова, - обыгрывание изображения. В зависимости от того, обыгрывается законченное или еще незавершенное изображение, следует различать обыгрывание готового (уже выполненного) изображения и сюжетно-изобразительную игру с незаконченным (создаваемым) изображением.

Что представляет собой прием обыгрывания готового (завершенного) изображения?

Как правило, этот прием применяется по окончании рисования (лепки). Полученное изображение используется при этом как своеобразный игровой предмет.

Содержание игровых действий зависит от содержания изображения и определяется содержанием действий, осуществляемых с реальным предметом в реальной жизни. А способы выполнения этих действий могут быть различными, в большей степени они зависят от того, является изображение объемным или плоскостным. Рисунок можно обыграть с помощью игрушек. Иногда игровые действия внешне выражаются только в слове.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Проблемы развития дистанционного образования в России и пути их решения
Современный уровень развития информационных и коммуникационных технологий создает реальные предпосылки для формирования глобальной системы дистанционного образования, открытой информационной среды без границ с возможностью свободного, выходящего за пределы государственных границ и национальных контекстов распространения знаний и информац ...

Методическая разработка урока по экспериментальной теме: “Человек как биосоциальное существо”
Главная мысль урока: На планете более 3 миллионов видов живых организмов, и лишь Homo sapiens – единственный вид, который подчиняется как биологическим, так и социальным законам. Оборудование: таблицы по курсу «Общая биология» (раздел «Происхождение человека») и курсу «История древнего мира» (раздел «Жизнь первобытных людей»), фрагменты ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru