Современные представления о санитарно-гигиенической культуре учащихся

Структура образования » Использование ситуационной игры для развития санитарно-гигиенической культуры учеников » Современные представления о санитарно-гигиенической культуре учащихся

Страница 2

Целью санитарно-гигиенического образования учащихся на этапе основного общего образования является – становление санитарно-гигиенической культуры как интеллектуального, эмоционально-ценностного и практического опыта соблюдения обоснованных гигиенических нормативов, санитарных, эпидемиологических, экологических правил и рекомендаций, ориентированных на улучшение окружающей среды, условий быта, труда, отдыха, питания с целью сохранения и укрепления здоровья.

Достижение целей санитарно-гигиенического образования школьников не представляется возможным без конкретизации их в виде педагогических задач – обучения, воспитания и развития.

Обучение предполагает:

1) формирование системы базовых знаний о строении и функционировании организма человека, факторах, оказывающих воздействие на его состояние; изменениях санитарно-гигиенической обстановки в мире и заболеваниях людей, возникающих из-за них; мерах улучшения состояния здоровья людей, включая народные традиции;

2) формирование системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке, улучшению состояния социоприродной среды, своего здоровья и здоровья других людей.

Воспитание ориентировано на:

1) формирование ответственного отношения к окружающей среде, своему здоровью и образу жизни при соблюдении санитарно-гигиенических и профилактических правил, норм и мер;

2) развитие ценностных ориентаций здоровье сберегающего характера, мотивов, потребностей и привычек, воли и настойчивости в достижении идеалов здорового человека в экологически чистой окружающей среде;

3) формирование практических способов деятельности по охране ближайшей окружающей среды и поддержанию здоровья.

Развитие направлено на:

1) формирование мышления на основе описания, анализа, сравнения, объяснения явлений, протекающих в организме человека под воздействием различных факторов;

2) обогащение эмоций и чувств при анализе ответственного и безответственного отношения людей к здоровью и жизненному пространству;

3) побуждение к активной и творческой деятельности по сохранению своего здоровья и окружающей среды.

Выраженные цели и задачи могут успешно реализовываться при опоре на ряд педагогических принципов, в частности научности, гуманитаризации, гуманизации, культуросообразности, дополнительности, регионализации и общего развития личности. Они позволяют одновременно осуществлять целенаправленный отбор адекватного учебного материала и эффективно организовывать образовательный процесс по формированию санитарно-гигиенической культуры школьников.

Поскольку основной санитарно-гигиенический материал учащиеся получают в ходе изучения цикла биологических предметов и в большей степени при изучении раздела биологии «Человек и его здоровье», то ядро санитарно-гигиенических понятий, несомненно, составляют группы биологических понятий: анатомо-физиологические, экологические, генетические, гигиенические, медицинские и общебиологические. Наряду с биологическими, важное значение имеют и культурологические понятия, знание которых способствует повышению общей и санитарно-гигиенической культуры школьников. Для наглядности представим значимые для санитарно-гигиенического образования понятия в таблице 1.

Таблица 1

Группы понятий, значимых для санитарно-гигиенического образования

Группа

Понятия

Анатомо-физиологические

Физическое развитие, биологический и календарный возраст, методы оценки физического развития, гомеостаз, обмен веществ и энергии, мотивации, иммунитет, фагоцитоз, антитела, защитные реакции организма, адаптация, утомление, переутомление, работоспособность, двигательная активность, половое созревание

Экологические

Среда обитания, биосфера, ноосфера, окружающая среда, компоненты окружающей среды, круговорот веществ, канцерогенные вещества, факторы окружающей среды, эндемические заболевания

Генетические

Наследственность, изменчивость, наследственные заболевания, предрасположенность к наследственным заболеваниям

Медико-гигиенические

Санитария, гигиена, санитарно-гигиеническая обстановка, санитарно-гигиеническая ситуация, здоровье, болезнь, профилактика, профилактические прививки, личная и общественная гигиена, режим дня, гиподинамия, рациональное и сбалансированное питание

Общебиологические

Вирусы, бактерии, патогенные микроорганизмы, инфекционные заболевания

Культурологические

Культура, санитарно-гигиеническая культура, медицинская культура, культура поведения, стиль жизни, образ жизни, ценности

Страницы: 1 2 3


Организация педагогической поддержки учащимся 7-9 классов с трудностями вобучении
Одной из основных идей гуманистической парадигмы воспитания является идея о том, что основной воспитательной позицией педагога является позиция педагогической поддержки ученика, О.С. Газман связывал педагогическую поддержку с индивидуально- личностным подходом в воспитании и обучении, ядром ее называл решение насущных проблем. Педагогиче ...

Основные направления логопедической работы по развитию речевого дыхания у детей дошкольного возраста с заиканием
Работа по развитию речевого дыхания является важным разделом в системе логопедической работы с детьми дошкольного возраста с заиканием. Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность речи, создает возможность в зависимости от содержания высказывания и ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru