История кукольного театра

Страница 1

Как часто в жизни мы произносим слова — "кукла", "ширма", "марионетка", как в суждениях о людях употребляем выражения "дергать за ниточку", "бездушная кукла", "куколка досужая", или даже бранно-сердито — "чертова кукла". В строгих газетных статьях читаем: "марионеточное правительство", "глава — марионетка", "за ширмой громких реляций". Писатель Г. Ибсен назвал свою пьесу "Кукольный дом". "Секреты Полишинеля", — произносят люди иронически, когда хотят сказать, что и секрета-то никакого нет. "Кукольная комедия!" — негодуем мы по поводу пошлой проделки. "Петрушка какая-то!" — сердимся, сталкиваясь с неразберихой.

С древнейших времен в языках многих народов мира существовало сравнение жизни человека с марионеткой, которую дергают за ниточку.

Театр кукол издавна волновал человека и своей странной похожестью на живых существ, и тем, что постоянно давал повод к философским рассуждениям: слишком очевиден был пример — управляющий и управляемый.

Тема марионетки, нитей, которые приводят ее в движение, и, наконец, тема человеческой воли, которая руководит этим движением, постоянны не только в античной, но и в средневековой философии.

Насколько помнят себя люди, всегда — в детстве, быту, религиозном обряде — существовал рядом с человеком предмет, который он наделял особым отношением: был ли этот предмет символом бога (или многих богов), олицетворял ли он тайну природы, или просто изображал человека.

Из веры в способность изобразить то, что скрыто от глаз, что только угадывается за сменой дня и ночи, зимы и лета, жизни и смерти, движением солнца и старением всего живого, из веры в способность выразить свое отношение к этим явлениям в простых и понятных формах, движении и вырос театр кукол.

Человека всегда волновало одно из поразительных свойств театра кукол — чудо оживающего прямо на глазах зрителя мертвого предмета.

И с незапамятных времен это чудо — простая смена покоя движением стала окрашиваться тайной, загадочностью.

Но было замечено, что чудо только тогда становится чудом, когда оживающий предмет обретает способность походить на живое существо — человека.

Издавна была замечена и способность человека к фантазии, возбуждаемой этим поразительным чудом. Именно поэтому, наверное, на смену неподвижным изображениям богов — а в древние времена они были в каждом доме — пришли движущиеся фигурки и фигуры, которые человек наделял особым отношением. Это-то и стало началом театра кукол. Его истоками.

В самом деле, человек видел ожившую фигурку. Это подсказывало ему: она движется — стало быть, она живая, а раз она живая — она способна мыслить, а коли уж она мыслит — значит, она имеет волю и желание. Но если она все-таки не человек, а что-то иное, отличное от него, значит, очевидно, существуют и такие тайные сферы, проникать в которые неподвластно мысли человека. А этими недоступными для человека областями долгое время оставались тайны смерти и возникновения жизни, тайны плодородия и стихийных бедствий.

Театр кукол пережил тысячелетия, десятки исторических укладов.

Первые упоминания о кукольном искусстве связаны с празднествами в Египте.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Методы и приемы нравственно -экологического воспитания старших дошкольников
Занятия по основам экологии не должны быть скучными, наукообразными. Основные экологические понятия ребенок может усваивать посредством самых разнообразных форм. Занятия можно проводить с привлечением сказочных персонажей. Например, занятие по теме: “Лес” проводит сказочный Лесовичок, по теме “Речка” – Водяной или Русалка. Можно использо ...

Основные методологические подходы в педагогике
Подход-это совокупность приемов, способов в воздействии на кого-нибудь, в изучении чего-нибудь, побуждении к чему-нибудь. 1. Системный подход Сущность: относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса: педагог и учащийся, содержание о ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru