Таблица 7 Сравнительный анализ состояния словообразования глаголов от прилагательных
Группы |
Высокий уровень |
Выше среднего |
Средний уровень |
Ниже среднего |
Низкий уровень |
Экспериментальная |
- |
- |
3 |
3 |
4 |
Контрольная |
7 |
3 |
- |
- |
- |
Обобщив результаты исследования возможности словообразования глаголов в импрессивной речи по первым пяти заданиям, можно увидеть, насколько у детей с речевой патологией уровень словообразования глаголов в импрессивной речи ниже, чем возможности словообразования в импрессивной речи у детей без речевой патологии (диаграмма 1).
Диаграмма 1 Сравнительный анализ возможностей словообразования глаголов в импрессивной речи.
Проанализировав диаграмму, можем сделать вывод: дошкольники с ОНР находятся на более низком уровне словообразования в импрессивной речи, чем дошкольники без речевой патологии. Это можно объяснить бедностью пассивного словаря, особенностями развития внимания, мышления, памяти, недостаточных возможностях семантического сравнения и сопоставления однокоренных слов; трудностями адекватного выделения общего и различного в звучании однокоренных слов, проявляющихся в неправильном употреблении производного и производящих слов; недифференцированным пониманием значений аффиксальных словообразовательных элементов.
Сделаем общий сравнительный анализ возможностей словообразования глаголов дошкольниками с ОНР и сверстниками без речевой патологии в экспрессивной речи (диаграмма 2). Результаты шестого и седьмого задания (словообразование глаголов от имен существительных и прилагательных) также отражены в диаграмме 2, так как в этих заданиях мы проводили исследование возможностей словообразования в экспрессивной речи.
Диаграмма 2 Сравнительный анализ возможностей словообразования глаголов в экспрессивной речи
Развитие словообразования глаголов в экспрессивной речи у дошкольников с ОНР сформировано недостаточно, по сравнению с возможностями словообразования глаголов у детей с нормальным речевым развитием. При анализе данных, полученных выше, мы могли убедиться в том, что дошкольники с ОНР показали неумение и невозможность образовывать новые слова. Это проявлялось в недостаточных возможностях семантического сравнения и сопоставления однокоренных глаголов, в трудностях адекватного выделения общего и различного в звучании однокоренных слов, проявляющееся в неправильной дифференциации производного и производящих слов, в недифференцированном понимании значений аффиксальных словообразовательных элементов, в несоблюдении формальных условий при образовании нового слова. Также при сравнении диаграмм 1 и 2 видим, что словообразование глаголов у дошкольников с ОНР в экспрессивной речи намного хуже развито, чем в импрессивной речи.
Методы
нравственного воспитания дошкольников
Нравственное воспитание дошкольников - целенаправленная деятельность воспитателя по формированию у детей нравственных чувств, этических представлений, привития норм и правил поведения, определяющих их отношение к себе, другим людям, вещам, природе, обществу. Нравственное развитие - это процесс положительных качественных изменений в нравс ...
Принципы, правила и приемы формирования толерантных качеств детей старшего
дошкольного возраста в условиях ДОУ
Деятельность педагога должна проходить только в зоне взаимного доверия, она должна стать путем к пониманию, взаимопомощи, ответственности. Умение видеть границу, за которой наши слова и действия наносят незаслуженную обиду, чувство меры, позволяющее проявить уважение к достоинству воспитанника и вместе с тем обнаружить собственное достои ...