Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи

Структура образования » Исследование словообразования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи » Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи

Страница 2

2-й уровень речевого развития, по словам Р.Е. Левиной [34] определяется как "начатки общеупотребительной речи". Отличительной чертой является появление в речи двух-трёх, а иногда даже четырёхсложной фразы. ("Да тена Ника" - "Дай жёлтую книгу", "Де кася ися асом" - "Дети красят листья карандашом" и т.д.) Объединяя слова в словосочетания и фразу, один и тот же ребёнок может как правило использовать способы согласования и управления, так и нарушать их: "пять куких" (пять кукол), "синя каландас" (синий карандаш), "де юкка" (две руки) и т.д.

В самостоятельной речи детей иногда появляются простые предлоги и их лепетные варианты. В ряде случаев, пропуская во фразе предлог, ребёнок со 2-м уровнем речевого развития неправильно изменяет члены предложения по грамматическим категориям: "Утя ези а туи" - "Утка лежит под стулом", "Аксик ези тал" - "Мячик лежит на столе" и т.д. Однако по-прежнему часть простых предлогов ("на", "над", "за" и т.д.) и сложные ("из-за", "из-под", "через", "между", "около") вызывают затруднения в понимании, дифференциации и, естественно, употреблении.

По сравнению с предыдущим уровнем наблюдается заметное улучшение состояния словарного запаса не только по количественным, но и по качественным параметрам: расширяется объём употребляемых существительных, глаголов и прилагательных; появляются некоторые числительные и наречия и т.д.

Однако, недостаточность морфологической системы языка, словообразовательных операций разной степени сложности, значительно обедняет возможности детей, приводя к ошибкам в употреблении и понимании приставочных глаголов (вместо "Выпил" - "не налил"), относительных и притяжательных прилагательных (вместо "грибной" - "грибы", вместо "лисий" - "лиска" и пр.), существительных со значением действующего лица ("молочница" - "где пьют молоко") и т.д.

Также наблюдаются трудности в формировании обобщающих и отвлечённых понятий, системы синонимов и антонимов. Встречается многозначное употребление слов и их семантические (смысловые) замены.

Речь детей со 2-ым уровнем часто кажется малоприятной из-за грубого нарушения звукопроизношения и слоговой структуры слов. Так, может страдать произношение и различие большого количества фонем – до 16-20 при воспроизведении слов из двух-трёх и более слогов дети нарушают их последовательность, переставляют местами, опускают или, наоборот, добавляют слоги, искажают их звучание ("сипед" - "велосипед", "китити"- "кирпичи").

Связная речь характеризуется недостаточной передачей некоторых смысловых отношений и может сводиться к простому перечислению увиденных событий и предметов. Например, составляя рассказ по серии сюжетных картинок "Мишка и мёд", испытывают трудности при передаче их последовательности и содержания:

"Митя идя гыка. Идя по есу. Ези мёд. Митя лез гыка. Итыт птены. Потом зяка. Митя бези. Птены итыт". (Мишка увидел дырку (дупло). Идёт по лесу. Лежит мёд. Мишка залез к дырке. Летят пчёлы. Потом жалят. Мишка бежит. Пчёлы летят".)

Дети со вторым уровнем развития получают логопедическую помощь с 3-4 лет в специальных группах со сроком обучения 3 года. По словам Л.С. Волковой и С.Н. Шаховской [26] основные задачи обучения включают:

Ø интенсивную работу по развитию понимания речи, направленную на различение форм слова;

Ø развитие элементарных форм устной речи на базе уточнения и расширения словарного запаса, практического усвоения простых грамматических категорий;

Ø овладение правильным произношением и различением звуков, формирование ритмико-слоговой структуры слова.

3-й уровень речевого развития характеризуется развёрнутой фразовой речью с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным для данного уровня является использование детьми простых распространённых, а также некоторых видов сложных предложений. При этом их структура может нарушаться, за счёт отсутствия главных или второстепенных членов предложения. В самостоятельной речи уменьшилось число ошибок, связанных с изменением слов по грамматическим категориям рода, числа, падежа, лица, времени и т.д. Явно недостаточным будет понимание и употребление сложных предлогов, которые или совсем опускаются, или заменяются простыми (вместо "встал из-за стола" - "встал из стола" и т.д.) Детям становятся доступны словообразовательные операции.

Страницы: 1 2 3 4


Способы применения указанных методов в процессе активизации познавательной деятельности школьников на уроках ОБЖ
Методы устного изложения знаний учителем и активизации учебно-познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, школьная лекция, беседа; метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала. Первые четыре из этих методов называют также вербальными (от лат. verbalis - устный, словесный) (Мишин, 2001). Расска ...

Учреждения для детей и подростков в Советское время и особенности их педагогической работы
Опыт работы детских клубов до революции был использован при создании советских детских клубов. С победой Октябрьской революции для успешного строительства коммунистического общества необходимо было воспитать нового человека - гражданина Советской России, преданного партии и своему государству, инициативного, активного, политически грамот ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru