Организация и методика исследования

Учитывая актуальность проблемы, что доказано в I главе, и принимая во внимание отсутствие данных о темпе речи глухих учащихся в начальный период специального работы над этой стороной их произношения, в ходе нашего эксперимента мы поставили перед собой следующие задачи:

1. Определить особенности темпа речи глухих учащихся 3 класса.

2. Выявить влияние вида речевой деятельности на изменение темпа речи.

3. Изучить особенности темпа речи учителей в ходе учебного процесса.

Проводя констатирующий эксперимент по изучению темпа речи неслышащих учащихся мы опирались на методику исследования Н.М. Назаровой.

Для экспериментального исследования темпа речи глухих детей 3 класса был подобран специальный речевой материал. Исходя из программных требований мы отобрали наиболее часто употребляемые в школьной практике виды речевой деятельности:

1. чтение слов, предложений

2. чтение небольшого прозаического текста

3. чтение стихотворного текста

4. счёт от 1 до 10

5. ответы на вопросы

Речевой материал эксперимент базировался на словаре обиходно-разговорного речи, предусмотренный программой во 2 и 3 классах, чтобы дети оперировали хорошо автоматизированным речевым материалом, часто употребляемым ими в повседневной жизни.

Материал был представлен 2,3,4-х сложными словами; фразовый материал представлен типичными фразами из уроков развития речи, чтения и обиходного словаря.

Содержание вопросов было таким, что не вызывало у них затруднений в выборе и формулировании ответа.

Текстовый материал был представлен 4 строчками стихотворения и связным текстом из 7 предложений из учебника по чтению 3 класса.

Подача речевого материала испытуемым происходила по предлагаемым уровням возрастания сложности и самостоятельности речевых действий.

Для эксперимента отбирались учащиеся с разной степенью автоматизированности произносительных речевых навыков и разной внятностью речи.

В ходе эксперимента каждый испытуемый выполнял следующие задания: читал 2,3,4-хсложные слова, три фразы, прозаический текст, стихотворный текст, считал от 1 до 10, отвечал на вопросы.

Перед началом эксперимента каждый ученик знакомился с написанным на карточках речевым материалом, предназначенным для чтения. Этим предупреждалось возникновение ошибок, задержек, оговорок. После этого давалось задание читать еще раз — сначала слова, потом фразы и текст.

При счете мы давали ученику установку: «Считать от 1 до 10».

В ходе эксперимента испытуемым не делалось никаких замечаний, касающихся их произношения и темпа речи. Некоторые ученики привыкли сопровождать свою речь дактилированием. Это не запрещалось и во время эксперимента.

При проведении нашего эксперимента мы опирались на сравнение темпа речи слышащего человека с общепринятыми в литературе данными по темпу речи слышащих людей (Н. М. Назарова).

Для получения результатов нами было организовано индивидуальное обследование 6 учащихся 3 класса школы–интерната №1 для глухих детей выборгского района г. Санкт-Петербурга.


Возрастные особенности дошкольников
У детей четвертого и пятого года жизни продолжает развиваться произвольная память. Ребенок, уже принимав разнообразные задачи на запоминание и начинает прилагать специальные усилия для того, чтобы запомнить. Если ребенку этого возраста дают какое-либо поручение, то он уже не мчится сразу выполнять его, как младшие дети, а сначала повтори ...

Анализ понятия методология
Некоторые исследователи считают методологию учением о структуре, логической организации, методах и средствах теоретической деятельности, другие – о принципах и процедурах формирования и применения методов познания и преобразования действительности; третьи – о совокупности наиболее общих принципов решения сложных практических задач, о мет ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru