Содержание обучения темпу речи неслышащих учащихся

Структура образования » Изучение темпа речи неслышащих учащихся » Содержание обучения темпу речи неслышащих учащихся

Страница 2

При формировании навыка правильного воспроизведения слов особо важную роль играет восприятие учащихся образа, которому они должны следовать в произношении. Таким образом, является, прежде всего, роль учителя.

Воспринимая сказанное учителем слово, ученик улавливает его ритмико-слоговую структуру по возможности и его звуковой состав. Правильный образец речи учителя является необходимым условием успешной работы над устной речи глухих школьников. Известно, что глухие дети могут улавливать словесное ударение по чтению с губ, если ударный слог выделяется более длительным произношением. Применение звукоусиливающей аппаратуры и вибраторов даёт глухим возможность полнее воспринимать ритмичность устной речи.

Для того чтобы достичь слитного и правильного воспроизведения звукового облика слова, мы используем обычные приёмы анализа и синтеза. Получив правильное произношение по частям, мы возвращаемся к слитному произношению всего слова. В дальнейшем при отработке слов мы практикуем упражнения, связанные с неоднократным проговариванием одного и того же слова в замедленном темпе с растягиванием гласных и плавным слиянием слогов в нормальном темпе.

Регулирование ритма слова в речи глухих учащихся мы осуществляем, создавая динамические и графические модели. В качестве динамических моделей ритма слова используют дактилирование, дирижирование, регулирование ритма движением рук. Динамическое моделирование основано на предположении, что мышечные ощущения, связанные с движением рук, и одновременное произнесение слова усиливают не только

восприятие, но и воспроизведение ритма слова учеником. В качестве графических моделей ритма слова мы используем прямые линии, передающие длительность ударного слога по сравнению с безударным.

Учитывая, что задача обработки произношения словосочетаний и фраз выработать чёткое, слитное и ритмичное воспроизведение группы слов как единого произносительного шаблона, методика работы сводилась к тому, чтобы учащиеся чередовали раздельное и слитное произношение слова данного словосочетания или фразы, а затем многократно проговаривали всю группу слов с постепенным ускорением темпа.

Такие наблюдения говорят о целесообразности отбора речевого материала и организации специального обучения по выработке внятности его произношения глухими учащимися.

При аналитико-синтетическом методе обучения глухих произношению основное место принадлежит работе над осмысленными единицами речи – словами, словосочетаниями и фразами.

В живой речи произнесение слова может характеризоваться различным темпом.

Основными разделами работы над произношением слова отражены уже в требованиях программы.

Уже в подготовительном классе необходимо приучать детей к произнесению слов в нормальном темпе, а также требовать от них соблюдения некоторых правил орфоэпии, отражающих расхождение между нормами произношения слов и их написания.

Систематическая работа над произношением слова охватывает различные указанные выше стороны его фонетического

оформления – звуко–слоговую и ритмическую структуру, орфоэпию и темп. В ходе учебных занятий по произношению все эти стороны оказываются в тесной взаимосвязи, однако, в целях систематизации приёмов работы представляется целесообразным рассмотреть каждую из них отдельно.

Для того, чтобы произнесённое слово звучало наиболее естественно, необходимо правильное воспроизведение его звуко-слогового состава, соблюдение ударения и орфоэпических норм, вместе с тем нужно придерживаться подлежащего темпа. В обычной разговорной речи произносится 5-6 сл./мин. Однако при обучении глухих детей устной речи следует начинать, конечно, с более медленного темпа.

Страницы: 1 2 3


Методика экспериментального исследования
Для определения ведущей формы общения ребенка со взрослыми использовалась методика, разработанная М.И. Лисиной [57, с.41]. Данная методика исследует три формы общения: ситуативно-деловую, внеситуативно-познавательную и внеситуативно-личностную. Материал: игрушки, книги. Процедура обследования: педагог приводит ребенка в комнату, где на с ...

Методические рекомендации по включению детей в театральную деятельность в процессе обучения
Роль педагога в процессе организации и развития театральной деятельности на базе образовательного учреждения крайне важна. Выше уже отмечались развивающие эффекты театрализованной деятельности и их роль в образовании младших школьников. Чтобы эти эффекты достигались желательно наличие педагога – руководителя детского театра (режиссера), ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru