Ниже приводится характеристика основных инструментов, которые используются в социальной работе с детьми-сиротами.
Усыновление (удочерение) – принятие в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на правах кровного. Ребенок после усыновления получает все права родного – со всеми вытекающими отсюда обязанностями его родителей – и лишается льгот, которые он имел как сирота. Усыновление для родителей означает высшую степень ответственности за судьбу ребенка и его полноценное развитие.
Опека и попечительство – форма обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также защиты прав и интересов.
Патронатный воспитатель – совершеннолетнее дееспособное лицо, осуществляющее воспитание и защиту прав и законных интересов ребенка на основании договора с органом опеки и попечительства о патронатном воспитании или о социальном патронате.
Приемная семья – форма устройства детей-сирот на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью).
Попечители – совершеннолетние дееспособные лица, выполняющие попечительские обязанности в отношении несовершеннолетних детей.
Социальные службы по обслуживанию детей – организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, и граждане, осуществляющие без образования юридического лица деятельность по социальной поддержке детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, оказывающие социально-бытовые, медико-социальные, психолого-педагогические, правовые услуги; занимающиеся социальной реабилитацией детей, обеспечением их занятости по достижении трудоспособного возраста.
Необходимо ввести дополнительное понятие, такое как «Профилактика сиротства».
Профилактика сиротства – комплекс мер, направленных на предупреждение сиротства (в том числе социального), а также на снижение негативных последствий от данного социального явления, которые включают в себя:
1) воспитательно-педагогическая работа с родителями детей из группы риска;
2) формирование базы данных о родственниках и близких детей из группы риска, которые могли бы обеспечить их приём, в случае если они останутся без попечения родителей;
3) организацию работы по передаче детей, оставшихся без попечения родителей в полноценные семьи.
Другими словами, главная задача профилактической работы в данном направлении – предупредить сиротство, а если этого не получилось, то не допустить попадание детей-сирот в учреждения постоянного пребывания (интернаты), либо сделать их пребывание в этих учреждениях менее длительным.
Как осуществляется защита прав ребенка?
Защита прав ребенка в административном порядке осуществляется правоохранительными органами и органами опеки и попечительства (ст. 8 СК).
К первым относятся:
– Прокуратура,
– Органы внутренних дел.
Прокурор, защищая права детей, использует следующие способы:
– предъявление иска о лишении родительских прав (ст. 70 СК), ограничении в родительских правах (ст. 73 СК), об отмене усыновления ребенка (ст. 142 СК);
– предъявление в суд, орган опеки и попечительства заявления с требованием о восстановлении (признании) нарушенного (оспоренного) права ребенка (ст. 21 Закона «О прокуратуре РФ»);
– непосредственно участвуя в рассмотрении судом дел о защите прав ребенка (ст. 35 Закона «О прокуратуре РФ»; ст. ст. 72, 73, 125, 140 СК РФ); - внесение предостережения о недопустимости нарушения прав ребенка в дальнейшем и представления об устранении нарушений закона (ст. 24, ст. 25 Закона «О прокуратуре РФ»);
Уровневая структура общения
Связь разных сторон (функций) общения, их динамика наиболее явно прослеживаются в уровневой схеме общения, предложенной Я. Яноушеком (1981). На первом уровне этой схемы коммуникация представляет собой прежде всего передачу и принятие информации, ее кодирование и декодирование, осуществи ляющие выравнивание различий, имеющихся в исходной ...
Средства развития силовых способностей у детей среднего
школьного возраста
Средствами развития силовых способностей у детей среднего школьного возраста являются физические упражнения с повышенным отягощением, которые направленно стимулируют увеличение степени напряжения мышц. Такие упражнения называются силовыми. Они условно подразделяются на основные и дополнительные. Основные средства: 1. Упражнения с массой ...