Семейные ценности единственных детей

Структура образования » Воспитание единственного ребенка в семье » Семейные ценности единственных детей

Страница 2

Наряду с учебной деятельностью у подростков большое место занимает общение со сверстниками, т.е. установление интимно-личностных отношений. Подростку не только важно общаться и быть среди сверстников, но и занимать в их обществе определенное положение, иметь определенный социальный статус. В этом возрасте обостряется потребность в общении и поиске лучшего друга.

В соответствии с принятым в психологии пониманием природы и особенностей функционирования ценностных ориентаций личности, ценности, составляющие их структуру и содержание, разделяются на две основные группы с точки зрения целей и задач, которым служит та или иная ценность. Первую группу составляют ценности-цели (терминальные), вторую ценности-средства (инструментальные). Важнейшими являются терминальные ценности – это основные цели человека, они отражают долговременную жизненную перспективу, то, что он ценит сейчас и к чему стремится в будущем. Терминальные ценности как бы определяют смысл жизни человека, указывают, что для него особенно важно, значимо, ценно. Умение определить свои цели, найти самого себя и свое место в жизни, - важный показатель зрелости в юношеском возрасте [39, с. 53].

С точки зрения ценностного подхода к изучению особенностей формирования сознания личности все явления действительности (поступки человека) могут быть представлены в виде набора ценностей, выражающего субъективную оценку индивидом этих явлений с позиции их необходимости при удовлетворении его потребностей и интересов В.П. Тугаринов, , Б.С. Круглов [32, с. 136].

Следующим показателем, характеризующим особенности формирования ценностных ориентаций личности подростков, выступает содержательная сторона иерархической структуры ценностных ориентаций. Проведенные исследования А. Гоштаутаса, Н.А. Семенова и В.А. Ядова позволяют представить иерархическую систему основных жизненных ценностей, характерных для всей совокупности старшеклассников, нарисовать "ценностно-ориентационный портрет подростка". В общей иерархии абсолютно доминирует ценность "сохранение мира между народами". Она получила высший балл абсолютно у всех обследованных. Другая ценность - "жизненная мудрость" - никак не была оценена ими, что с точки зрения возраста представляется вполне естественным. Так, если сохранение мира между народами для всех главная ценность, то жизненный опыт для подростков не может стать личной ценностью.

Из оставшихся ценностей по всей выборке максимальную оценку занимает ценность «интересная работа». Кроме нее «хорошие и верные друзья», «здоровье», «счастливая семейная жизнь», «любовь». Середину иерархической системы занимает большая группа ценностей, которые в глазах подростков имеют устойчивое значение для личности, но представляются им второстепенными по сравнению с главными целями жизни. Сюда входят: «уверенность в себе», «познание», «активная деятельная жизнь», «самостоятельность», «творчество», «равенство», «красота», «материальная обеспеченность». Последняя в структуре ценностных ориентаций ценность – «удовольствие», таким образом, не входит в число основных целей жизни человека [47, с. 88].

Если на основе полученных данных попытаться дать ценностно-ориентационный портрет исследуемой совокупности подростков, то он будет выглядеть примерно так: «Главное в жизни - это найти работу (интересную) и хороших, верных друзей, при условии, что будет сохранен мир на земле, и ты будешь здоров. Очень важно для человека иметь семью, основанную на взаимной любви. Конечно же, нужно быть уверенным в себе, поменьше сомневаться, проявлять самостоятельность. Очень важно так же быть интеллектуально развитым, расширять свое образование, кругозор, вести активную, деятельную жизнь. Но все это возможно только при наличии хорошей работы и личного счастья. Желательно так же иметь возможности для творчества, способность ощущать и переживать красоту природы, искусства, но, к сожалению, не всем это доступно».

Интерпретируя подобным образом, совокупные ценностные ориентации подростков, нельзя забывать, что это условный «портрет», в него попали среднестатистические данные [50, с. 122].

Исследованием ценностных ориентаций у подростков занимались такие ученые как А.Н. Леонтьев, М. Рокич, И.С. Кон, А.С. Шаров и другие. В отличие от глобального философского подхода к проблеме ценностей характерной чертой психологического аспекта их изучения является дифференцированность объектов по их ценностному значению внутри одного и того же вида, группы, класса ценностей и связанная с этим их конкретизация и иерархизация (см., например: Ю. М. Жуков, Е. С Махрах; и др.). Специфичность осознания объектов социальной действительности как ценностей предполагает наличие особых психологических механизмов их усвоения. Так, в качестве предмета психологического исследования в этом случае на первый план выдвигается такой вид психической деятельности, как оценочная деятельность индивида, направленная не только на восприятие и усвоение объективно содержательной стороны предмета (так называемое знание факта, по В. П. Тугаринову, 1968), но и на оценку его свойств с точки зрения их необходимости, полезности, приятности и т. п. для удовлетворения потребностей и интересов личности, для реализации целей ее деятельности. В результате происходит осознание индивидом ценности объекта социальной действительности и тем самым формируется особый вид отношения к нему – ценностное отношение [8, с. 98]. Осознание ценности предполагает наличие у индивида определенного способа ориентировки в каком-либо классе, виде, группе ценностей, являющегося внутренним психологическим механизмом, формирующим те или иные предпочтения личности, по характеру и направленности которых можно определить и особенности ее ценностных ориентации.

Страницы: 1 2 3 4 5


Домашняя учебная работа на уроках иностранного язык
Основные задачи: развития умений и навыков диалогической устной речи, полное понимание текста, закрепление лексических единиц. Извлечь содержащуюся в тексте основную информацию, то есть выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам. Умение различать главную и второстепенную мысль ...

Методы обучения детей дошкольного возраста
Метод обучения - это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач. Каждый метод состоит из определенных приемов педагога и обучаемых. Прием обучения в отличие от метода направлен на решение более узкой учебной задачи. Сочетание приемов образует м ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru