содержание изучаемого курса;
методические рекомендации;
список литературы для учителей и учащихся;
приложения.
Оформление структурных элементов программы
Титульный лист включает:
наименование образовательного учреждения;
сведения о том, где, когда и кем утверждена программа;
название элективного курса;
класс, на который рассчитана программа;
ФИО и должность автора (авторов) программы;
название города, населенного пункта;
год разработки программы.
Пояснительная записка должна содержать:
вид/тип элективного курса;
аннотация, обоснование необходимости введения данного курса в школе;
указание на место и роль курса в профильном обучении. Важно показать, каково место курса в соотношении как с общеобразовательным, так и с базовыми профильными предметами: какие межпредметные связи реализуются при его изучении, какие общеучебные и профильные умения и навыки при этом развиваются, каким образом создаются условия для активизации познавательного интереса учащихся, профессионального самоопределения;
цель и задачи элективного курса (цель - для чего он изучается, какие потребности учащихся и учителей он удовлетворяет; задачи курса - что необходимо для достижения целей);
сроки реализации программы (продолжительность обучения, этапы);
основные принципы отбора и структурирования материала;
методы и формы обучения, режим занятий (результат изучения элективного курса – это ответ на вопрос: какие знания, умения и навыки будут получены, какие виды деятельности будут освоены, какие ценности будут предложены для усвоения);
предполагаемые результаты;
сведения об апробации программы (если программа или ее элементы уже апробированы в учебном процессе)
инструментарий для оценивания результатов.
Учебно-тематический план включает:
перечень разделов и тем;
количество часов на изучение каждой темы;
вид занятий.
Содержание изучаемого курса содержит:
перечень тем и их реферативное описание.
Методические рекомендации включают:
основные содержательные компоненты по каждому разделу или теме;
описание приемов и средств организации учебно-воспитательного процесса, форм проведения занятий;
дидактические материалы.
Литература включает:
список литературы, а также других видов учебно-методических материалов и пособий, необходимых для изучения курса, как для учителя, так и для учащихся.
Приложение содержит:
темы творческих работ, проектов;
планы проведения экскурсий;
описание лабораторных работ и т. д.
Степень новизны для учащихся – программа включает материал, не содержащийся в базовых программах.
Мотивирующий потенциал программы – программа имеет содержание, вызывающее интерес у учащихся.
Развивающий потенциал (способствует ли программа интеллектуальному, практическому, творческому и эмоциональному развитию школьников).
Полнота и завершенность содержательных линий программы в соответствии с поставленными целями.
Связность и систематичность изложенного материала – содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими или знаниями базовых курсов; между частными и общими занятиями прослеживаются связи.
Методы обучения – программа основывается на методах активного обучения (проектных, исследовательских, игровых и т. д.).
Степень контролируемости – в программе конкретно определены ожидаемые результаты обучения и методы проверки их достижимости.
Реалистичность с точки зрения ресурсов – программа реалистична с точки зрения использования учебно-методических и материально-технических средств, кадровых возможностей школы.
Формальная структура программы – наличие в программе необходимых разделов: пояснительной записки, основного (тематического) содержания, ожидаемых результатов обучения, списка литературы.
Периодизация и формы ролевых игр на разных ее возрастных
этапах
В ролевой игры наталкивает нас к одному из центральных вопросов современной детской психологии - к вопросу об историческом происхождении периодов детства и содержания психического развития в каждом из этих периодов. Обратимся к периодизации возраста, разработанной Л.С.Выготским, А.Н.Леонтьевым и Д.Б.Элькониным. В основу данной периодизац ...
Психологические основы организации урока
Организация учебного процесса это система взаимоотношений и взаимодействий учителя с учащимся, а также способ структурирования учебного процесса, в том числе учебного материала, обучающей деятельности учителя и учебной деятельности учащихся. Необходимо понять, что успех, эффективность учебного процесса определяется, в конечном счете, хар ...