Эстетическое воспитание дошкольников средствами аппликации

Структура образования » Аппликация - средство эстетического воспитания дошкольников » Эстетическое воспитание дошкольников средствами аппликации

Страница 3

Причем художник может комбинировать разнообразные художественные техники; сочетать аппликацию и коллаж, вводить коллаж в красочный слой живописного полотна и др. И все это делается для того, чтобы создать неповторимый художественный образ, найти наиболее подходящие средства для воплощения замысла художника.

5. Занимательные занятия интегрированного характера по аппликации.

Интегрированный подход в образовании для дошкольного образования глубоко разработан в научно-педагогической и методической литературе. В дошкольном воспитании сделаны лишь первые шаги. Поэтому мы пытаемся выделить основания интегрированного подхода как сущности образовательного процесса. В основу интегрированных занятий положены принципы взаимосвязи, близости содержания ведущих тем. Интегрированный подход к современному образованию предполагает изменение содержания и методов обучения, которые обеспечивают жизненность ведущих интегрированных принципов: личностного восприятия, личностной ответственности за свою деятельность.

Чтобы процесс интеграции не был поверхностным, следует четко знать различия между интегрированными и комплексными занятиями. Комплексное занятие проводится на знакомом материале, решает несколько задач, проводится эпизодично. Интегрированное занятие построено по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств развития детей, проводится систематически.

Приоритетным направлением работы детского сада является художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Эффективность этого направления во многом определяется комплексным использованием всех средств эстетического цикла: театра, музыки, художественной литературы, рисования, аппликации.

Интеграция в системе специально организованных занятий объединяет эти средства и поэтому очень актуальна, так как [28, с.74]:

• интегрированные занятия способствуют глубокому проникновению детей в смысл слова, в мир красок и звуков;

• помогают формированию грамотной устной речи, ее развитию и обогащению;

• развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства;

• воздействуют на психические процессы, которые являются основой формирования художественно-творческих и музыкальных способностей ребенка.

Такие занятия ориентированы на всестороннее развитие личности ребенка, отвечают «Конвенции дошкольного воспитания», а также «Временным стандартам дошкольного образования», содержащимся в приказе Министерства образования РФ № 448 от 22.08.96г. Интегрированные занятия позволяют уменьшить количество специально организованных занятий и увеличить время для других видов деятельности.

Например: в подготовительной к школе группе запланировано 5 занятий по изобразительной деятельности, 3 – по развитию речи, 3 – по музыкальной деятельности. Чтобы уменьшить количество занятий, их объединили в интегрированные по цели и тематике:

• Развитие речи и аппликация.

• Музыка и аппликация.

В данном случае музыка и развитие речи – ведущая деятельность, аппликация – вспомогательная, помогающая достижению цели занятия. В результате интеграции занятий в подготовительной к школе группе осталось 3 занятия по изобразительной деятельности, 2 – по развитию речи, 2 – по музыкальной деятельности, 2 интегрированных занятия.

В отдельный блок занятий выделены занятия по слушанию музыки, где уделяется внимание классическим произведениям М.И. Глинки, П.И. Чайковского, В.А. Моцарта, Р. Шумана. На этих занятиях ребенок входит в мир музыки, новых чувств и воображения. Естественным продолжением таких занятий является аппликация. Первую часть занятия ведет музыкальный руководитель, вторую – воспитатель по изодеятельности. Другой вид занятий по развитию речи с аппликацией проводит воспитатель. Включение в занятие трех видов деятельности – слушание музыки, развитие речи, аппликация – проводят три педагога. Эти занятия не нарушают принципов диалектики, сохраняют специфику разных видов искусства, учитывают возрастные и индивидуальные особенности детей. Дети, по словам К.Д. Ушинского, «мыслят образами, формами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот воспитатель напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы ее заставить мыслить иначе» [28, с.74].

Таким образом, наиболее интересной и доступной для детей дошкольного возраста является аппликация из бумаги ярких расцветок. Сам вид материала, простота его обработки стимулируют творческую активность ребенка, позволяют легко овладеть ручными умениями и навыками. Поэтому в каждой возрастной группе детского сада в соответствии с программными задачами обучения аппликации необходимо иметь специальные материалы и оборудование для занятий: бумагу для фона и элементов аппликации, ножницы, клей, кисточку, подставку для кисточки, подстилку для намазывания фигур, коробочку для обрезков, чистую салфетку (из расчета на каждого ребенка).

Страницы: 1 2 3 4 5


Программа формирующего эксперимента
На основании полученных результатов нами был составлен перспективный план на квартал текущего года по развитию коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий. Тематика изложенных мероприятий способствует развитию коммуникативной компетентности детей старшей группы. Перспективный план дал возможность ...

Социально-экономический эффект предлагаемых мероприятий
Задача соответствия школы современным социально-экономическим реалиям требует от нее существенного обновления содержания, технологий, принципов организации образовательного процесса. Школа находится на новом этапе развития, когда количественное накопление обновленных ресурсов позволяет выходить на обновленные качественные результаты. Это ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru