Прочие факторы обучения человека

Структура образования » Обучение » Прочие факторы обучения человека

Страница 1

Принципы, описание которых приводится ниже, представляют собой обобщения и тенденции, но никак не научные закономерности, их истинность варьируется в зависимости от способностей и умений обучающегося, а также от природы изучаемого предмета.

(а) Изучение в целом или изучение по частям — общая задача, подлежащая изучению, часто преподается по частям, если в ее составе имеются сложные понятия или необычные специфические ассоциации между стимулами и ответной реакцией. Известно, что мотивация выше при изучении предмета в целом, а не по частям, особенно когда обучающиеся обладают достаточно развитым интеллектом. Методы общего изучения также предпочтительны, когда общая задача теряет основную часть своего смысла, если она преподается не целиком, а будучи разбита на части. Таким образом, преподаватель должен решить, какой метод он выбирает, тщательно соотнеся сложность предмета и мотивацию при его изучении. Если предмет преподается по частям (части А, В, С и т.д.), наилучшие результаты, как было установлено, дает следующий алгоритм действий;

• изучение А, затем проведение практики по А;

• изучение В, затем проведение практики по А+В;

• изучение С, затем проведение практики по А+В+С и т.д. При таком методе обучения та часть, что была изучена раньше, например А, не забывается при изучении последующих частей, и общая задача постепенно становится все яснее для обучающегося.

(б) Распределение практики — следует избегать постоянного обучения: либо делать перерывы, либо чередовать практические занятия с изучением теоретических положений. В целом, периоды обучения должны быть короче в начале программы обучения и постепенно удлиняться по мере прогресса. Другое обобщение заключается в том, что комплексный или сложный материал требует для усвоения более коротких занятий, чем простой и несложный.

(в) Плато обучения — графическое выражение взаимоотношения между эффективностью работы (производительностью) и временем подготовки (обучения) называются кривыми роста производительности. На рис. 5.1 и 5.2 представлены кривые обучения соответственно для простой и сложной задачи. Кривые можно интерпретировать с точки зрения способностей обучающегося и мотивации. Рис. 5.3 показывает, что в течение второй и третьей недели обучающийся практически топтался на месте, начиная с четвертой недели и далее обучающийся демонстрировал значительный прогресс. Горизонтальный фрагмент кривой (в течение второй и третьей недели) носит название «плато производительности»: его можно встретить во многих ситуациях, когда кажется, что обучающийся с начала действия программы топчется на месте. Существует несколько объяснений наличия плато производительности:

• Обучающийся временно обескуражен возросшей сложностью задачи, он потерял мотивацию.

• В течение первого периода программы обучения обучающийся проявил несколько неверных ответных реакций, которые должны быть устранены, если предполагается достичь прогресса в его обучении.

• Обучающийся хочет вернуться к уже изученному материалу и понять его значимость.

• В случае, когда речь идет об обучении по учебнику, новая задача может содержать некоторые сложные восприятия или ассоциации между стимулом и ответной реакцией. Если до этого момента обучающийся мог достигать прогресса простым копированием предложенных заданий, то после этого момента он должен глубоко понять и мысленно преодолеть эти трудности. Обучающийся индивидуум должен увидеть и осознать важность различных знаков и ответных реакций и осознать, как одна итерация координируется с другими. После достижения этого уровня понимания обучающийся способен проявить значительный прогресс в обучении.

Плато производительности можно сократить или вовсе устранить, если изучаемый материал тщательно проанализирован и изложен таким методом, который предполагает возможность возникновения трудностей у обучающегося, а не просто бросает его на произвол судьбы. Примером подобного подхода является анализ умений (см. п. 21.5).

Не все еще известно о процессе обучения, и бихевиористская модель оперантного создания рефлексов, рассмотренная выше, является всего лишь одним из множества подходов к этому процессу. В соответствии с оперантным формированием рефлексов обучение — это процесс, основанный на ответных реакциях, когда обучающийся не принимает никакого участия в определении предметов, подлежащих изучению, или выборе методов обучения. Полезность этого процесса оспаривается школой действенного обучения, которая рассматривает обучение преимущественно как активный процесс, который предполагает взаимодействие индивидуума со средой. Обучение рассматривается как проявление общего интеллектуального развития, которому нет необходимости зависеть от таких факторов, как стимул и ответная реакция. Например, люди изучают такие категории, как время, пространство, логика, отвлеченно, без какой-либо связи с оперантным созданием рефлексов.

Страницы: 1 2


Современное состояние учебной и научной работы в ОГТУ
Если говорить в целом, то следует сказать, что за прошедшие годы успешно развивались все направления научной деятельности ОрелГТУ. В их основу положены приоритетные направления развития науки, технологий и техники, перечень критических технологий Российской Федерации, региональные приоритеты, а также приоритеты, диктуемые конъюнктурой ры ...

Понятие и подходы к определению одаренности у детей
Одаренность – значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.). [1, c. 78] Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержател ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru