Средства обучения

Страница 1

А теперь необходимо рассмотреть и классифицировать многочисленные средства обучения, которые нам предлагают Интернет-ресурсы, и в которых сосредоточено педагогически обработанное содержание обучения, что позволяет говорить о них, как о средствах преподавания и учения. Очень часто в руках преподавателя и ученика средства обучения выступают в роли представления содержания обучения, контроля и управления учебно-познавательной деятельностью учеников. Один и тот же материал может быть представлен несколькими средствами обучения (печатные издания, аудио-видео и др.), каждое из которых обладает своими дидактическими возможностями. Преподаватель должен знать эти возможности, уметь распределять учебный материал по различным средствам, формировать из них комплект средств обучения (кейс), как систему носителей учебной информации, предназначенную для решения совокупности дидактических задач.

Проведенный мною анализ многочисленных источников показал, что средства обучения Интернет-ресурсов могут представлять собой:

o Электронные лекции;

o Электронные книги;

o Тесты;

o Сетевые учебно-методические пособия;

o Компьютерные обучающие системы в обычном и мультимедийном вариантах;

o Аудио учебно-информационные материалы;

o Видео учебно-информационные материалы;

o Лабораторные дистанционные практикумы;

o Тренажеры с удаленным доступом;

o Базы данных и знаний с удаленным доступом;

o Электронные библиотеки с удаленным доступом;

o Средства обучения на основе экспертных обучающих систем (ЭОС);

o Средства обучения на основе геоинформационных систем (ГИС);

o Средства обучения на основе виртуальной реальности (ВР).

Приведем краткую дидактическую характеристику (возможности) этих средств обучения.

Электронные лекции могут быть текстовыми, звуковыми и визуальными. Они могут проводиться в реальном и нереальном «отложенном» времени, фронтально и индивидуально. Компьютерные видеоконференции могут использоваться для индивидуального варианта проведения лекционных занятий, а при наличии проекционной техники – для проектирования изображения с монитора компьютера на коллективный экран, и для фронтального варианта, когда ученики могут коллективно присутствовать на виртуальной лекции, проводимой в реальном времени.

Исследование различных подходов к проведению электронных лекций в России показало, что целесообразно применение так называемых текстовых вариантов содержания лекции. В принципе, к тексту собственно лекции могут прилагаться дополнительные пособия – электронные учебные материалы в виде фрагментов научных статей и др.

Текстовая электронная лекция имеет следующие преимущества. У слушателя есть возможность многократного обращения к непонятным при первом чтении местам, чередования чтения с обдумыванием, анализом. Кроме того, в тексте легче увидеть общую структуру содержания. Вопросы, остающиеся у слушателя после уяснения содержания материала из текста, как правило, более глубоки, принципиальны, содержательны, поскольку возникают в результате серьезной проработки материала и его осмысления. Единственное, что обучаемый теряет при этом, так это положительные психологические моменты общения с лектором (если тот действительно является хорошим оратором). Однако в электронных лекциях, представленных в виде текстовых файлов, вполне можно удовлетворить и требование эмоциональности изложения, например, с помощью специальных знаков, условно передающих человеческие эмоции (смайлов).

Электронные книги (электронный вариант учебников, учебно-методических пособий, справочников и т.д.). Учебные книги в электронном виде (файлы) в самом простом случае представляют собой электронный вариант печатных учебных материалов, но обладают рядом положительных свойств, отличных от них. Это: компактность хранения в памяти компьютера или на внешнем магнитном носителе, возможность оперативного внесения изменений и передачи на большие расстояния по электронной почте.

Кроме того, при наличии принтера, оно легко превращается в твердую копию.

Тесты – это инструменты оценки знаний. Тестирующая система позволяет использовать следующие типы вопросов:

o Выбор одного варианта из многих (возможность представлять варианты ответов как в виде текста, так и в виде графики). Есть возможность определить, сколько процентов от общего балла за вопрос получит ученик за каждый ответ;

o Выбор многих вариантов из многих;

o Выбор соответствия. Использование данного типа вопроса имеет следующий смысл: даны два списка, нужно поставить в соответствие элементам первого списка элементы второго списка;

o Упорядочивание. Этот вопрос имеет структуру, схожую с вопросом типа “Выбор соответствия”. Только здесь нет соответствий, достаточно перечислить пункты в нужном порядке;

o Короткий ответ. Ученик должен продолжить фразу или ответить на вопрос, не имея вариантов ответов. Необходимо, чтобы фраза или слово, которое должен написать ученик, имело краткую форму. Это необходимо для того, чтобы в системе вопрос оценивался автоматически и, следовательно, чтобы ученик не мог иметь разные варианты формулировки ответа. Есть возможность определить, сколько процентов от общего балла за вопрос получит ученик за каждый ответ

Страницы: 1 2 3


Основные методы и формы обучения в системе образовательных Интернет-ресурсов
Обращение к формам и методам обучения следует начать с определения понятий. В данной работе форма организации обучения рассматривается как способ существования его содержания, реализуемый через специально организованную деятельность учеников и преподавателя, и как структура общения их в учебном процессе. Формы определяют проектирование, ...

Проявление пространственного мышления в учебной деятельности
Пространственное мышление – вид умственной деятельности, обеспечивающий создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения различных практических и теоретических задач. Особенности пространственного мышления ярко выступают в процессе решения графических задач, где вычленение пространственных соотношений, их преобразо ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru