Таким образом, педагогически запущенный младший школьник как субъект учебной деятельности характеризуется дисгармонией мотивов учения, неадекватным уровнем притязаний, низкой учебно-познавательной активностью, несбалансированностью развития познавательных процессов, слабым овладеванием основными способами познавательных процессов, неспешностью учения, высоким уровнем школьной тревожности.
Доминирующими мотивами учения выступают мотивы избегания неприятностей и стремления к благополучию в учебной ситуации, что связано со школьной неуспешностью детей и соответствуюшими санкциями со стороны педагогов и родителей.
В психологическом портрете запущенного ребенка обнаруживаются противоречия между его потребностью в принятии и признании и его неадаптированостью в социальной микросреде; между стремлением ребенка к успеху, неиспользованными возможностями и нарушениями образа «Я»; его неадекватностью и дисгармониями психического развития, неуспешностью и компенсаторным поведением. Эти и другие противоречия личностного развития запущенного ребенка, связанные со спецификой воспитательного микреоциума, создают предпосылки к постоянным неконтролируемым микроконфликтам в семье и школе. Накопление у ребенка своеобразных отрицательно окрашенных эмоциональных реакций приводит к нарушению его душевного равновесия, что выражается в неуравновешенности, подавленности, угнетенности, вялости, плаксивости, раздражительности, в проявлениях немотивированного страха, тревоги у одних и расторможенности, повышенной активности, неуправляемости у других. Такие состояния, характерные для социально-педагогической запущенности, дезорганизуют ребенка, вызывают неадекватные реакции на педагогические воздействия, делают его педагогически трудным.
Психолого-педагогическая профилактика — система предупредительных мер связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей.
Психолого-педагогическая коррекция — это совокупность специальных психолого-педагогических воздействий наличность запущенного ребенка с целью его восстановления в качестве субъекта общения, деятельности и самосознания.
Общие принципы профилактики и коррекции педагогической запущенности детей следующие:
— комплексный и системный подход к Диагностике, профилактике и коррекции;
— учет возрастных и личностных особенностей ребенка и специфики педагогической ситуации его развития;
— профессиональная компетентность и разделение функций;
— опора на положительное в личности ребенка и ориентация на гармонизацию ее развития;
— единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов;
— дифференцированный подход.
Ранняя профилактика запущенности непосредственно связана с качеством образовательного процесса и поэтому носит общепедагогический характер. В зависимости от возраста ребенка можно выделить четыре группы методов профилактики:
1. Стимулирование и мотивация учебно-познавательной игровой . деятельности:
— познавательный характер игры,
— создание ситуаций эмоционального переживания,
— занимательность,
— опора на жизненный опыт,
— ситуации успеха в учебно-познавательной деятельности.
2. Организация жизни и деятельности детского воспитательного коллектива:
— создание ситуаций личностной и групповой перспективы,
— коллективные игры,
— выработка коллективно-единых требований,
— коллективные соревнования,
— коллективное самообслуживание.
3. Общение и взаимодействие в различных ситуациях:
— осуждение,
— педагогическая требовательность,
— педагогическое предостережение,
— сочувствие,
— убеждение,
— уважение,
— решение конфликтной ситуации,
— анализ поступка,
— понимание,
— побуждение.
— доверие.
4. Психолого-педагогическое воздействие и стимулирование активности ребенка:
— ожидание радости;
— обращение к любви, состраданию, стыду, чувству прекрасного;
— обращение к самолюбию, самоуважению;
— пример, разъяснение;
— внушение;
— требование;
— снятие напряжения.
Психологическая коррекция педагогической запущенности детей классифицируется по объекту (запущенный ребенок, его воспитательный микросоциум) и по качественным характеристикам личности. Это Методы развития произвольности в двигательной, познавательной, эмоциональной сферах, поведении и общении (психогимнастические методы), методы когнитивной тренировки вербального интеллекта и методы терапии средствами искусства. Психокоррекция свойств субъекта общения проводится с помощью метода игровой коррекции поведения в группе сверстников, методов позитивного общения, ролевого научения, коммуникативных игр и упражнений, методов расшатывания традиционных позитивных ролей и статусного перемещения детей.
Защита детей-сирот в современных условиях
В современных условиях, когда гражданин должен хорошо ориентироваться во всем многообразии возрастающих требований со стороны государственных институтов, учреждений социальной инфраструктуры и производства, проблема подготовки воспитанников детских домов к самостоятельной жизни становится одной из главных задач социальной защиты детей-си ...
Особенности обучения медсестёр на рабочем месте в условиях
лечебно-профилактического учреждения
Отраслевая программа развития сестринского дела в Российской Федерации до 2020 г., принятая на III Всероссийском съезде средних медицинских работников, предъявляет новые требования к развитию системы здравоохранения и подготовке медицинских кадров. Основные направления развития сестринского дела - рациональное использование сестринского ...