Элементы эвристической деятельности при решении задач

Страница 4

Сравнение — один из основных приемов познания окружающего мира, один из приемов ознакомления с предметом в тех случаях, когда определение понятия невозможно или не требуется. Сравнение состоит в сопоставлении объектов с целью выявить черты сходства и различия между ними и представляет собой эвристическую операция или стратегию.

Познание любого объекта и явления начинается с того, что мы его отличаем от всех других объектов, и устанавливается сходство его с родственными объектами. Познание представляет процесс, в котором различение и сходство находятся в неразрывном единстве, поэтому сравнение применяется во взаимосвязи со всеми мыслительными процессами.

Значение сравнения в процессе познания достаточно велико, однако одно сравнение не может дать исчерпывающего знания. Познать — это не только найти сходство и различие, но и определить сущность.

Познавательная ценность процесса сравнения заключается не только и не столько в установлении отношений тождества и различия между сравниваемыми объектами, сколько в характеристике одного из сравниваемых объектов относительно другого.

Итак, при всем различии определений и функций эвристической деятельности во всех случаях проявляется характер деятельности, направленной на редуцирование исходной задачи. Именно поэтому ведущим элементом является редукция, сведение исходной задачи к такой вспомогательной, которая усиливает информационное обеспечение эвристического поиска.

Рассмотренные элементы эвристической деятельности направлены на организацию информационных процессов и активизацию мыслительной деятельности при решении задач. Для задач с незначительным информационным разрывом между данными и целью необходимы незначительные действия по его ликвидации. В более сложных задачах потребность и объем эвристической деятельности значительно возрастают, поэтому решение таких задач требует системного привлечения элементов эвристической деятельности и направлено на последовательную ликвидацию первоначального плана, основанного на вероятных связях данных и цели задачи. Иначе говоря, первоначальный план, как правило, представляет гипотезу, в которой достоверные звенья чередуются с вероятными, правдоподобными, эвристическими. При дальнейшей работе с планом требуется перевести все звенья в достоверные.

Страницы: 1 2 3 4 


Конспекты некоторых занятий факультатива по данной программе
Тема урока: «Доменная система имен». Дата: Класс: Учитель: Цель урока: o сформировать представление о доменной системе имен в Интернете. Задачи учителя: o изучить новый материал; o ввести систему понятий доменов по принципу принадлежности и географических; o объяснить особенности доменов разного уровня. Оборудование и источники информаци ...

Творческие способности
Очевидна проблема: какие способности можно считать творческими, а какие - нет? Какие критерии творчества, творческой деятельности можно выделить? Единства в этом вопросе нет, поэтому далее будет дана лишь самая общая классификация: 1. Творческой называется такая деятельность, которая приводит к получению нового результата, нового продукт ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru