Особенности речевого дыхания у детей дошкольного возраста с заиканием

Структура образования » Речевое дыхание и его проявление у детей дошкольного возраста с заиканием » Особенности речевого дыхания у детей дошкольного возраста с заиканием

Страница 4

Как и инспираторная, экспираторная судорога может иметь различные степени – от самых сильных до слабых, чуть заметных или едва начинающихся движений. Последние характеризуются своей непродолжительностью, слабым напряжением мышц, незначительным количеством выводимого ими воздуха из груди. Распознавание таких слабых судорог иногда может быть затруднительным, чем распознавание слабых инспираторных судорог. Причина трудности заключается в том, что экспирация и при нормальных условиях является необходимой составной частью речевых движений. Напряжение экспирации во время нормальной речи представляет собой беспрерывно меняющуюся величину во всех видах речи – громкой, тихой или шепотной. В этих переменах необходимо различать силу, или напряженность, экспирации и время, или продолжительность, экспирации известной силы.

Сила экспирации изменяется на всех ударениях в предложении, речевом такте и отдельном слове, а также в слогах и в отдельных звуках. Различные звуки, сомкнутые в один слог, произносятся не с одинаковым экспираторным напряжением, а обычно на один звук падает главная и сильная часть экспирации. Поэтому независимо от своей индивидуальной интенсивности и длины, каждый звук может быть произнесен с той или иной силой выдоха, в зависимости от занимаемого им места в слоге. Каждый звук слога или слова в цепи других звуков имеет свой определенный выдыхаемый компонент, и малейшие изменения в силе выдоха сразу резко нарушают метрическое строение слога.

Влияние экспираторной судороги на действие голосового и артикуляторного механизмов более значительно, чем то, какое оказывает инспираторная судорога. Последняя не всегда препятствует деятельности вокализации и артикуляции, и слово, начатое на выдохе, может быть окончено на вдохе. Экспираторная же судорога в слабом проявлении, позволяет до известной степени работать артикуляторному и голосообразующему механизмам. В большей же части случаев она производит угнетающее действие и совершенно приостанавливает действие голосового и артикуляторного аппаратов в течение всего времени, пока она сама длится [22].

Звук, наполняющий собой речевую паузу при экспираторной судороге, принадлежит к числу придыхательных и в оcновном носит на себе слабый оттенок ближайшего, по ходу артикуляции, гласного звука. Согласные же звуки, как мгновенные, так и длительные, никогда не бывают слышны вследствие того, полость рта остается открытой в течение судороги, что составляет ее характерную особенность, а при таких условиях образование согласных, как взрывных, так и щелевых, невозможно. С момента наступления судороги голос внезапно умолкает, и слышиться то один беззвучный выдыхательный шум трения или придыхательный звук. Этот звук имеет не всегда одинаковый характер, который бывает то более шепотным, то более звучным. Мышцы голосового аппарата, застигнутые во время работы экспираторной судорогой, приходят в такое оцепенение, как и артикуляторные мышцы. Судорога наступает в момент произношения гласного звука или громкого согласного, т.е. когда голосовые связки бывают напряжены или наоборот, что чаще, беззвучный выдыхательный шум в случаях наступления судороги при одном из шепотных звуков [22].

В своем исследовании хотелось бы отметить еще одну особенность экспираторной судороги. Часто наблюдается, что слово или слог, произнесение которых было приостановлено такой судорогой, после ее окончания, произносятся порывисто и с особенно сильным экспираторным напряжением.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Описание компетенции ПКПП-5
Федеральный образовательный стандарт предусматривает, что выпускник должен обладать профессиональными компетенциями в деятельности по психолого-педагогическому сопровождению дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования (ПКПП). Под компетенцией ПКПП-5 «способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и р ...

Драматизация на основе музыкального материала программы начальной школы
Драматизация органически входит в процесс обучения музыке и имеет ряд преимуществ по сравнению с другими видами музыкальной деятельности. Во-первых, драматизация мало утомляет младших школьников; во-вторых, активизирует их эмоции и интеллект, развивает музыкальные и художественные способности; в-третьих, помогает моделировать урок музыки ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru