Особенности речевого дыхания у детей дошкольного возраста с заиканием

Структура образования » Речевое дыхание и его проявление у детей дошкольного возраста с заиканием » Особенности речевого дыхания у детей дошкольного возраста с заиканием

Страница 2

В своей монографии И.А. Сикорский выделил три вида дыхательных судорог: судорога на вдохе, судорога на выдохе и ритмическая дыхательная судорога [22 с. 11].

Судорога на вдохе или инспираторная судорога – одна из наиболее частых дыхательных судорог и характеризуется внезапным резким вдохом на разных этапах речевого высказывания (вначале или в середине слова), из-за чего наступает необоснованная пауза в речи или нарушение правильного и четкого звукопроизношения [22, 34].

Иногда два-три инспираторных движения следуют непосредственно одно за другим без смены выдохами. Часто это явление имеет такой вид, как будто при первых признаках начавшегося выдоха снова наступает вдох. Сила и размер инспираций (вдохов) различны, чаще всего они бывают поверхностны, коротки, иногда мимолетны, едва заметны, иногда же, напротив, очень сильны и объемисты. Но как бы разнообразны они не были, во всех случаях сохраняется их главный характер – это порывистость: они не совершаются медленно, с постепенным нарастанием силы, а проходят быстро, нередко в виде удара, и до известной степени напоминают собой икоту. Может быть, на это сходство с икотой указывает и славянская этимология слова «заикание» (заикание, заикнуться, икота, икать, икнуть). Бонне справедливо сравнивал также эти инспирации со всхлипываниями. Но даже и в тех случаях, когда инспирации не бывают столь порывисты, как при икоте и всхлипывании, они совершаются гораздо быстрее и сильнее нормального вдоха и часто сопровождаются шумом: «Вдох совершается у одних лиц с шумом, или свистом, или с неопределенным глухим тоном, у большей же части он происходит беззвучно, но всегда при этом грудь расширяется, а живот втягивается» [22, с. 12]. При этом втягиваются и межреберные мышцы. Внезапный, порывистый характер описываемых вдохов также обнаруживается и тогда, когда воздух не выходит через рот, например, во время произнесения буквы н, и когда инспираторный ток вследствие этого должен направляться только через нос. В этих случаях быстрый порывистый вдох вызывает впадение крыльев носа, как при параличе лицевого нерва. Исследование механизмов вдохов показывает, что они совершаются за счет сокращения диафрагмы – это заметно по характерному расширению нижней части груди [22].

Порывистые и поспешные вдохи происходят из-за попытки пополнить недостаточный запас воздуха и вызываются у детей с заиканием в связи с неправильным, неэкономным расходом воздуха, бесполезным его выдохом, не употребляют его на артикуляцию, или начинают речь при малом запасе воздуха в груди. И, таким образом, им необходимо вскоре делать новый вдох. Частое вдыхание воздуха не предохраняет от приступов. Если же судорожные инспирации появляются при достаточном наполнении груди воздухом, то они бывают тем более поверхностны, чем чаще и непрерывнее они следуют одна за другой. При этом даже сила и напряжение их уменьшаются, и они принимают вид мимолетных незначительных вдохов. Такие судорожные вдохи характерны для некоторых детей с заиканием, если они появляются в одиночку, а не суммируясь. Механизм дыхания у детей с заиканием вне речи не нарушен, но во время речи при частых инспирациях нарушения наблюдаются: отдельные вдохи становятся поверхностными, а в легких количество воздуха – очень малым [22].

В своем логическом построении речь складывается из предложений – простых или сложных. Между частями предложения, произносимого голосом, происходят обычно непродолжительные приостановки артикуляции, служащие выражением логического разделения речи. Эти остановки на письме обозначаются знаками препинания. При произнесении фразы они служат для наполнения груди воздухом. Но под влиянием субъективных причин или при особенной логической или фонетической структуре речи (например, при стечении многосложных слов) инспирация может наступить без ущерба для чистоты речи и вне указанных границ. Крайним пределом, в котором инспирация уже не может наступить, служит речевой такт (синтагма). Чем непринужденнее и натуральнее речь, тем менее она является в виде отдельных слов, как при письме, и тем более и яснее выражается в ней фонетическое единство предложения. Даже у тех, кто хорошо знаком с грамматикой, отдельные части и отдельные слова предложения не являются по отдельности, но выступают в форме скоплений и групп, в состав которых входит более чем одно слово. В живой речи слышатся не отдельные слова, а отдельные группы слов, на которые подразделяется звуковая цепь целого предложения. Эти группы слов и составляют собой речевые такты или синтагмы и представляют собой фонетическую единицу, т.е. сумма слогов, входящих в его состав, произносится на одном выдохе, без малейшего перерыва, и несет главное общее ударение, совпадающее с ударением одного из слов. В результате, то или другое фонетическое распределение фразы, тот или иной состав тактов связан нераздельно с содержанием мысли. По мнению И.А. Сикорского «Такт есть фонетическое выражение или звуковой облик оттенка мысли» [22, с. 14–15].

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Значение экологической безопасности для населения
Экологическая безопасность напрямую связана с принципами природопользования. Поэтому различают такие основные принципы, как экономический и социоэкологический. Экономический принцип природопользования характерен для периодов развития общественного производства, когда антропогенные воздействия вызывали определенную реакцию природной среды ...

История стилей в соответствии со временем
Л. Демоз полагает, что эволюция взаимоотношений между родителями и детьми составляет независимый источник исторических изменений. В соответствии со своими идеями он подразделяет всю историю детства на шесть периодов, каждому из которых соответствует свой стиль воспитания, характер взаимоотношений между родителями и детьми. 1. Инфантицидн ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru