Особенности обучения письму в модели Н.Ф. Виноградовой

Страница 2

1. Психологический уровень - возникновение намерения написать что-либо, создание замысла (о чем писать?) и общего смысла содержания письменной речи (что писать?).

2. Лингвистический уровень - какими языковыми средствами осуществляется письмо. Этот уровень реализует перевод замысла, формирующегося на психологическом уровне, в лексико-морфологические и синтаксические единицы, т. е. в слова и фразы.

3. Психофизиологический или сенсомоторный уровень, позволяющий ответить на вопрос, как писать. На этом уровне реализуется процесс звукоразличения, анализ звуков, входящих в состав слова, установление последовательности в написании букв в слове. Здесь же происходит перешифровка с одного кода на другой: со звука на букву; с буквы на комплекс тонких движений руки, соответствующих написанию каждой отдельной буквы. Это возможно лишь благодаря взаимодействующей работе целого ряда анализаторных систем: звуковой анализ обеспечивается совместной работой речеслухового и речедвигательного анализаторов (ребенок слышит и произносит звуки); перешифровка звуков в буквы происходит с помощью работы речеслухового, речедвигательного и зрительного анализаторов (ребенок слышит звук, произносит его, представляет зрительный образ соответствующей звуку буквы); написание буквы требует совместной работы зрительного, пространственного и двигательного анализаторов, обеспечивающих тонкие движения руки (ребенок зрительный образ буквы переводит в двигательный образ - последовательность движений руки, при этом он должен ориентироваться на поле страницы, зрительно контролируя свои действия)." ( Н.Ф. Виноградова ).

Начальный период обучения письму, т. е. то, чему мы учим детей в 1 классе, более всего связан именно с психофизиологическим уровнем, поэтому необходимо более подробно останавливаться на последовательности операций, которые должен выполнить ученик на данном уровне.

Ребенок, пишущий какое-либо слово, должен сначала провести звуковой анализ слова, т. е. определить последовательность звуков, входящих в его состав. Выделенные фонемы или их комплексы превращаются ребенком в зрительную графическую схему, т. е. ребенок представляет себе это слово написанным. И наконец, на последнем этапе происходит превращение зрительных образов букв в нужные графические начертания, т. е. осуществляется комплекс тонких движений руки, соответствующих написанию каждой отдельной буквы.

На начальной стадии овладения письмом основная цель обучения заключается именно в создании сложного единства, включающего представление о слышимом, произносимом, видимом и записываемом с помощью определенных движений руки образе слова.

Уже одно только перечисление этих операций показывает нам, какую сложную работу должен проделать малыш, начинающий учиться в школе. Но сделать все это он сможет только в том случае, если у него уже сформированы некоторые предпосылки, без которых невозможно овладение письмом. Каковы же эти предпосылки?

· Сформированное устной речи, произвольное владение ею, способность производить анализ и синтез устной речи;

· сформированность пространственного восприятия и пространственных представлений: ориентировка в понятиях "право" и "лево" в схеме собственного тела и в пространстве;

· развитие тонкокоординированных движений рук ( мелкая моторика);

· сформированность зрительно-моторных (осуществление связи того, что видит, с тем, что записывает) и слухомоторных (связь слышимого и записываемого) координации;

· сформированность произвольной деятельности, умения регулировать свои действия, применять волевое усилие.

Принципы обучения письму в значительной мере определяются системой самого письма, а так как система русского письма - звуко-буквенная, то и основной принцип обучения - звуковой, вернее - фонематический; основной единицей обучения при этом является обучение написанию графических элементов (букв).

"Графический навык - это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные знаки и их соединения" (Н.Ф.Виноградова ). Правильно сформированный графический навык позволяет писать буквы четко, красиво, разборчиво, быстро. Неправильно сформированный графический навык создает комплекс трудностей письма: небрежный, неразборчивый почерк, медленный темп. В то же время переделка неправильного графического навыка не просто затруднена, но порой невозможна.

Страницы: 1 2 3


Описание компетенции ПКСП-5
Федеральный образовательный стандарт предусматривает, что выпускник должен обладать профессиональными компетенциями в социально-педагогической деятельности (ПКСП). Под компетенцией ПКСП-5 «готов выстраивать профессиональную деятельность на основе знаний об устройстве системы социальной защиты детства» мы понимаем владение выпускником вуз ...

Театральная деятельность как педагогический инструмент
Театр – это синтез искусств, вобравший в себя практически все, что помогает развиваться полноценному человеку, умеющему воспринимать окружающий мир как живой единый организм. Н.Э. Басина выделяет следующие общие черты театральной и педагогической деятельности: - вектором интереса театра и педагогики всегда были человеческие отношения, вз ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru