Психолого-педагогические и лингвистические основы грамотного письма

Структура образования » Результативность обучения письму в разных образовательных системах » Психолого-педагогические и лингвистические основы грамотного письма

Страница 2

Проблема определения основного принципа русской орфографии на сегодняшний день является наиболее актуальной в методике преподавания русского языка. Дело в том, что уход от традиционного обучения орфографии обусловлен прежде всего сменой представления об основном принципе русской орфографии.

Разные ученые понимают под основным принципом русской орфографии разные вещи. Рассмотрим понимание основного принципа русской орфографии в работах Н.С. Рождественского [49], А.В. Текучева, Д.Н. Богоявленского, В.В. Репкина [47], П.С. Жедек [18], М.Р. Львова [32] и др.

Н.С. Рождественский [49, c. 114] указывает, что характеристику свойств нашей орфографии следует начать с выяснения ее отношений к фонетическому строю русского языка. В языке существуют разные фонетические положения, или позиции, попадая в которые фонема по-разному модифицируется и в разной степени сохраняет или теряет свою различительную способность.

В русском письме большинство таких написаний, которые можно назвать написаниями, прямо определяемыми произношением. Произношение дает гарантию правильности этих написаний. Они не допускают замены той или иной буквы, так как всякая подобная замена влечет за собой изменение всего произношения.

Орфография отражает лишь существенные, функционально значимые звуковые единицы, т. е. сильные фонемы, фонемы в позиции максимального различения. В словах вода, водовоз, воде, вод гласные в первом слоге обозначаются, несмотря на позиционные видоизменения, одной буквой о, так как фонема о является сильной фонемой (в позиции под ударением), возглавляющей фонемный ряд о.

Вот почему русскую орфографию иногда называют фонематической, хотя этот термин выше мы применили уже к понятию «письмо»: «фонематическое письмо» в противоположность термину «фонетическое письмо» [49. – c. 78].

Однако назвать нашу орфографию фонематической было бы односторонне. Дело в том, что на тожестве фонемного ряда покоится тожество морфемы. Когда мы обозначаем одной буквой (о) весь фонемный ряд в словах вода, вод, водовоз по сильной фонеме (о), то это выражение фонематического единства является в то же время выражением и морфологического тожества: одна и та же морфема вод обозначается одинаково, как бы ни звучала гласная фонема в разных фонетических условиях. Поэтому, определяя нашу орфографию как фонематическую, мы одновременно должны назвать ее морфологической.

Основной чертой фонематической и одновременно морфологической русской орфографии является одинаковое обозначение буквами фонем одного и того же ряда и единообразное написание одной и той же морфемы.

Фонема, попадая в разные фонетические (комбинаторные и позиционные) условия и модифицируясь в одной и той же морфеме, сознается говорящими и слушающими как равная самой себе единица. Разнообразные конкретные звуки осознаются как нечто единое, всего лишь как разновидность единой фонемы, поскольку они компоненты единой морфемы. Реально по своему акустическому впечатлению два звука могут быть разными, но если они входят в состав одной и той же морфемы, то они могут осознаваться как бы принадлежащими к одной и той же фонеме; например, корневые гласные в словах вада и воды могут осознаваться разновидностями одной и той же фонемы о.

Таким образом, фонематическая орфография предполагает наличие в ней написаний, как прямо определяемых произношением, так и косвенно им определяемых, хотя бы последние и не соответствовали произношению. Здесь могут быть как соответствующие произношению, так и несогласные с ним.

По мнению Н.С. Рождественского, сущность морфологической орфографии и заключается в том, что в соответствии с особенностями данного языка она стремится отразить в письме состав слов (т. е. основу и аффиксы), так чтобы каждая часть слова, несмотря на ее звуковые изменения, имела всюду одно постоянное начертание. Таким образом, морфологический характер орфографии находится в связи с морфологическим членением слов, с выделением их морфологических, значащих частей.

В лингвистической и методической литературе уже установился термин «морфологический» по отношению к нашему правописанию [49. – c. 134].

Морфологическими написаниями обычно называют косвенно определяемые начертания типа вода, леса в противоположность «фонетическим» воды, лес. Такое словоупотребление, конечно, неточно. И то и другое вполне соответствует морфологическому строю данных слов. По линии морфологии и то и другое написание противопоставить нельзя. Написание о является морфологическим как в слове вода, так и в его форме води. Если говорить о принципе косвенно определяемых написаний, то лучше его назвать принципом аналоги и. Аналогия является сущностью этих написании: они определяются аналогией с теми родственными морфемами, правописание которых прямо определяется произношением. Так пишутся приставки, непропзводные основы, суффиксы, флексии. Конкретных написаний много, но все они подчиняются одному общему правилу: родственные морфемы надо писать одинаково; гласные и согласные в приставках пишутся так же, как в соответствующих предлогах, гласные и согласные в корне — так же, как в корне родственных слов, и т. п.

Страницы: 1 2 3


Анализ интерпретации результатов исследования
1. Результаты, полученные в ходе проведения исследования по методике Л.А. Йовайши представлены на рисунке 1. Рисунок 1. Распределение профессиональных склонностей между юношами и девушками (1 – Склонность к работе с людьми; 2 – склонность к работе умственного характера; 3 – Склонность к работе на производстве; 4 – Склонность к эстетике и ...

Принципы, правила и приемы формирования толерантных качеств детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
Деятельность педагога должна проходить только в зоне взаимного доверия, она должна стать путем к пониманию, взаимопомощи, ответственности. Умение видеть границу, за которой наши слова и действия наносят незаслуженную обиду, чувство меры, позволяющее проявить уважение к достоинству воспитанника и вместе с тем обнаружить собственное достои ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru