Основные виды самостоятельной работы учащихся

Страница 3

Перед ознакомлением с новыми словами учитель предлагает прочитать сначала текст и догадаться самим как они переводятся.

Самостоятельная работа, выполненная учащимися, была предложена с целью подготовки их усвоения нового материала, который должен был стать предметом изучения на данном уроке.

Выполняя упражнение, учащиеся оперировали ранее усвоенными знаниями, словарным запасом.

В нашем понимании самообразовательная деятельность включает в первую очередь, постановку целей, сознание средств, способствующих реализации этих целей, и систематическое овладение знаниями ради их достижения. 1) Учащиеся с низким уровнем познавательного интереса; 2) Учащиеся, у которых познавательный интерес к определенному предмету приобрел достаточную стойкость; 3) Учащиеся, у которых стержневым стал собственно познавательный интерес во всем своем своеобразии. [9,176]

Самообразовательная деятельность обладает свойством развиваться, вследствие чего выделяют уровни развития данной деятельности. Рассмотрим характеристику уровней организации самообразовательной деятельности предложенную Громцевой А.К.: 1. По ее мнению, самый низкий уровень-это по существу, еще не целенаправленная самообразовательная работа, а часто случайная, дополнительная к учебной деятельности, направленная на удовлетворение еще не очень стойкого интереса (просмотр отдельной телепередачи, чтение книги и т.п.)

Уровень познавательных умений на этом этапе чрезвычайно подвижен. Некоторые учащиеся делают свои первые шаги в самостоятельном познании, чаще всего, расширяя содержание домашней учебной работы. Умение работать самостоятельно часто не высокого уровня. Ученики отдают предпочтение работе под руководством учителя. Выполнение домашней работы представляет собой на данном этапе или выполнение упражнений "по образцу", или механическое воспроизведение страниц учебника. В результате учащиеся, привыкнув к исполнительской деятельности, не умеют самостоятельно, активно организовывать самостоятельное познание. В последствии деятельность должна перерасти в систематическую, целенаправленную и самостоятельную.

II. На следующем этапе самообразовательная деятельность превращается в относительно самостоятельную деятельность ученика, имеющую свои цели, задачи, свое содержание и организацию. Основной движущей силой перестройки деятельности из стихийной (1 уровень) в целенаправленную самообразовательную деятельность (2 уровень) является формирование жизненных планов,рост, самосознания учащегося. Содержание самообразования на этом уровне становится более самостоятельным по отношению к процессу учения, в связи, с чем становиться особенно важным вопрос уровня умений, который обслуживает процесс самостоятельного познания. Наличие высокого уровня умений самостоятельного познания у школьников можно наблюдать в первую очередь при выполнении ими домашних заданий. Дело в том, что новая позиция заставляет перестраивать всю учебную работу. Вместо пассивного выполнения задания учащийся младшего школьного возраста теперь "вдумчиво читает", "отмечает главное". Обогащается деятельность и источники получения знаний, но редко возрастает удельный вес знаний, полученных путем самообразования.

III. Третий уровень характерен для учащихся, которые уже не один год включены в самообразовательную деятельность. Его отличает большая четкость, действенность и реальность целей самообразования. Школьник, приобретая опыт в этой деятельности, учится оценивать свои возможности и согласно с ними определять свои задачи. Качественный скачек в самообразовании на этом уровне (по сравнению со вторым) обеспечивает и овладение организационными умениями, дающими возможность строить его более рационально. На этом этапе ученик отказывается от того разнообразия форм и источников, что было характерно для второго уровня, останавливаясь на двух-трех, которые, тем не менее, могут обеспечить полностью все звенья его познания. На третьем уровне происходит дальнейшая концентрация, но уже не содержания (как на втором), а источников и видов деятельности. Учащиеся в результате систематической, самостоятельной познавательной деятельности приобретает умения анализировать проделанную работу, соотносить ее с поставленными задачами, более экономно ее строить, отбрасывая лишние виды работ. Достаточно высокий уровень организации умений обуславливает и еще одну чрезвычайно важную особенность этого уровня: школьники как бы становятся хозяевами всей своей познавательной деятельности (учебной и самообразовательной), организуя ее согласно намеченным целям.

Страницы: 1 2 3 


Педагогически запущенные дети
В младшем школьном возрасте в развитии запущенности главную роль начинают играть школьные факторы: непосильность требований, перегрузка учебными заданиями, негативная оценка результатов учения, негативное стимулирование поведения. Возникает дидактическая запущенность. В этом случае при наличии неблагоприятной ситуации развития в семье, д ...

Организация и планирование исследования
Цель: описать деятельность социального педагога с неуспевающими детьми и разработать программу коррекции педагогической неуспеваемости, произвести оценку ее результативности. База исследования: МОУ «Бабушкинская средняя общеобразовательная школа». Выборка: учащиеся Бабушкинской средней общеобразовательной школы. Участвовали 15 школьников ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru