Семья – как социальный институт и явление общественной жизни

Структура образования » Формирование представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста » Семья – как социальный институт и явление общественной жизни

Страница 1

Семья играет огромную роль в становлении и развитии личности, оказывает существенное влияние на процессы, происходящие в обществе, необходима для нормального функционирования государства, поэтому проблемы семьи и семейных отношений изучают специалисты различных областей научного знания. Социология семьи, семейное право, демография изучают особенности становления, функционирования и распада семей в соответствии со своими задачами и спецификой каждой из этих научных дисциплин. Медицина, социология здоровья, экономика семьи и домохозяйства, социология бюджетов времени исследуют различные стороны условий жизни семей. Исторические аспекты семейного быта, семейных ритуалов, обрядов и обычаев, их этнические особенности изучают этнография и антропология. Генеалогия рассматривает проблемы возникновения и развития родов лиц различного социального происхождения. Психология и социальная психология исследуют закономерности межличностных отношений в семье, внутрисемейные отношения с точки зрения их устойчивости и стабильности. Социальная педагогика рассматривает семью как объект педагогического воздействия, целью которого является всесторонняя поддержка и помощь.

Педагогика, в частности дошкольная педагогика, обобщая достижения социальных наук, создает модель социально одобряемой семьи и стремится к воплощению этого идеала в жизнь. Изучение педагогами теоретических основ необходимо для адекватного ознакомления дошкольников с таким сложным и многогранным явлением общественной жизни, как семья. Важнейшим компонентом педагогической деятельности является взаимодействие с семьями воспитанников, посредством которого возможно воздействие на ценностные ориентации и установки членов семьи в сторону нравственных идеалов семейности.

Теория и методика ознакомления дошкольников с семьей должна строиться с позиций фамилизма. Это направление заключается в том, что семье и семейному образу жизни придается огромное значение. Предполагается также, что благополучие отдельной личности и общества в целом невозможны без упрочения социального института семьи.

С точки зрения фамилизма кризисные тенденции, характерные для современного состояния семьи и семейных отношений, не являются следствием необратимых последствий процессов развития человеческого общества.

Рассмотрим определения семьи, принятые в социологии и трактующие это понятие с позиций фамилизма. Наиболее полным, ставшим традиционным, часто встречающимся в литературе, посвященной проблемам семьи, является определение, данное известным отечественным социологом А. Г. Харчевым. Он считал, что семья - это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Социолог Д. И. Антонов дополняет и уточняет это определение, акцентируя внимание на отношениях супружества-родительства-родства. Он пишет, что «семья — это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи».

Таким образом, суммируя определения, принятые в социологии, мы можем охарактеризовать семью как общественное явление следующим образом: семья — это общность людей, объединенная системой взаимоотношений супружества, родительства, родства, совместной хозяйственно-бытовой деятельностью, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, осуществляющая физическое и духовное воспроизводство населения, которое предполагает преемственность семейных поколений и социализацию детей.

А.И. Антонов считает, что семью создает отношения родители- дети, а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнерства, которые сопровождаются рождением детей.

Необходимо отметить, что в силу возрастных психологических особенностей для дошкольника отношения родители — дети являются основными, более того, немыслима семья без детей, семья, в которой нет хотя бы одного ребенка. Поэтому очень важно, чтобы при ознакомлении дошкольников с семьей как с явлением общественной жизни, отношения родители — дети являлись центральными и системообразующими.

Основными категориями в понятии «семья» выступают межличностные отношения. Прежде всего, связывают семью, соединяют супругов, родителей и детей отношения взаимной моральной ответственности и взаимопомощи.

Аналогично оценивал семейные отношения православный философ И.А. Ильин. Он считал, что семьи распадаются не от ускорения исторического темпа, но вследствие переживаемого человечеством духовного кризиса. Этот кризис подрывает семью и се духовное единение, он лишает ее чувства взаимной духовной сопринадлежности, которое и превращает ее в «прочное и достойное единство». И. А. Ильин писал, что половая потребность, инстинктивное влечение создают не брак, а всего только биологическое сочетание (спаривание); из такого сочетания возникает не семья, а элементарное рядом-жительство рождающих и рожденных (родителей и детей).

Страницы: 1 2 3


Роль дидактических принципов в обучении математике
1. Принципы обучения Принципы обучения - это исходные положения, определяющие деятельность педагога и характер познавательной деятельности учащихся. Принципы обучения выражают определенные закономерности обучения. Незнание принципов или их неумелое применение тормозит успешность обучения, затрудняет усвоение знаний, формирование качеств ...

Методика исследования словообразования глаголов
При разработке методики исследования мы опирались на методические разработки Р.И. Лалаевой [21], Р.Е. Левиной [34], Л.И. Ефименковой [8], Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной [48]. Методика исследования направлена на исследование словообразования глаголов дошкольниками с общим недоразвитием речи в импрессивной и экспрессивной речи по сравнению ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru