Анализ результатов экспериментального обучения

Страница 3

Практическое исследование особенностей общения детей с общим недоразвитием речи и особенностей их речевой активности на занятиях было проведено на базе ДОУ №1 "Ромашка" комбинированного вида. Исследование показало, что в характере общения детей со взрослыми преобладает ситуативно-деловой форма, что характерно для нормально развивающихся детей двух-четырехлетнего возраста. Предпочитаемым видом общения, как показали результаты экспериментального исследования, оказалось общение, выступающее на фоне совместной игровой деятельности.

Следует отметить, что в ситуации общения дети с общим недоразвитием речи часто прибегали к помощи жестов, давали в основном односложные ответы.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о снижении потребности в общении у детей с общим недоразвитием речи, что выражается отсутствием заинтересованности в контакте, отсутствием инициативных высказываний, относящихся к познавательной деятельности и самим характером беседы, которая имеет вид одностороннего диалога-расспроса, поддерживаемого взрослым.

С учетом выявленных особенностей был разработан и проведен формирующий эксперимент. В ходе эксперимента работа проводилась совместно учителем-логопедом и воспитателями логопедической группы. Воспитатели проводили работу с учетом рекомендаций, разработанных с учетом данных исследования. В них акцент делался на формирование невербальной основы коммуникации. При проведении логопедических занятий с детьми экспериментальной группы создавались специальные ситуации, способствующие активизации речевой коммуникации. К ним относились: ситуация "успеха", элементы проблемных ситуаций; ситуации совместной деятельности детей. В ситуации "успеха" наблюдалась разная степень самостоятельности детей в продуцировании коммуникативного высказывания, с учетом уровня сформированности речевых средств общения. Элементы проблемных ситуаций были направлены на познавательный интерес, где предлагалась помощь в речевом оформлении коммуникативной потребности в различной степени. В ситуации совместной деятельности детей с учетом того, что общение со сверстниками более активно протекает, были предложены виды работ в парах, с включением дополнительного коммуниканта, работа с "маленьким учителем".

Эффективность экспериментального обучения была подтверждена в ходе контрольного эксперимента. На занятиях дети экспериментальной группы активно использовали инициативные высказывания, относящихся к познавательной деятельности; продолжительность участия в общении увеличилась, убедительным свидетельством чего стало заметное увеличение количества и распространенности речевых высказываний; значительное увеличение вопросительных и побудительных высказываний детьми; дети внимательно слушали собеседника, и учителя-логопеда, и сверстника, смотрели ему в лицо, ждали своей очереди вступления в беседу, активно пользовались невербальными средствами общения.

Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута. Разработан и апробирован комплекс приемов и методов активизации речевой коммуникации у детей с общим недоразвитием речи в ходе логопедических занятий, подтверждена гипотеза о том, что активизации речевой коммуникации у детей с общим недоразвитием речи в ходе логопедических занятий, способствует подбор приемов и методов логопедического воздействия с учетом особенностей коммуникации со взрослыми и сверстниками у детей этой категории, создание ситуаций, повышающих мотивацию к речевому общению.

Материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы в работе учителей-логопедов в дошкольных образовательных учреждениях, могут быть интересны педагогам и родителям, воспитывающим детей с общим недоразвитием речи.

Страницы: 1 2 3 


Модели и типы обучения детей дошкольного возраста
Современные модели дошкольного образования: традиционная (авторитарная, учебно-дисциплинарная модель) и личностно-ориентирванная. Традиционная: цель – вооружить детей знаниями, умениями и навыками (ЗУН), привить послушание, репродуктивная деятельность. Результаты дошкольного обучения оценивались по объему знаний: считалось, что чем больш ...

Проблемы организации дополнительного образования детей
Школа сегодня становится тем важным фактором, который формирует новые жизненно важные установки личности. Главная цель образовательного учреждения - организация условий для всестороннего развития учащихся в соответствии с их склонностями, способностями и интересами, способствующими успешной социализации школьников через их включение в ра ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru