Анализ результатов экспериментального исследования

Страница 4

"+" - инициативные высказывания, относящиеся к познавательной деятельности;

"-" - инициативные высказывания, не относящиеся к познавательной деятельности.

Следует отметить, что в пределах одного уровня речевого развития группа детей с общим недоразвитием оказалась неоднородной, о чем свидетельствовали заметные различия количественных показателей употребляемых детьми речевых высказываний. Таким образом, проведенное исследование и полученные в ходе его данные свидетельствуют о том, что количество речевых высказываний у детей с общим недоразвитием речи незначительно отличается от количества речевых высказываний у детей без речевой патологии. Однако распространенность речевых высказываний у детей с нормальным речевым высказыванием превышает вдвое. Следует отметить, что характер высказываний у детей с общим недоразвитием речи проявляется в основном в виде сообщения. Количество инициативных высказываний у детей с общим недоразвитием речи во многом превышают показатели, чем у детей без речевой патологии, однако эти высказывания не относятся к познавательной деятельности.

Проведенное исследование показывает, что у большинства дошкольников с общим недоразвитием речи возникают затруднения при доказательстве своей точки зрения. В основном их высказывания не логичны. Дети с общим недоразвитием речи застревали на второстепенных деталях, пропускали главные события, повторяли отдельные эпизоды.

Особые затруднения у детей с общим недоразвитием речи возникают при общении в группе. Большинство детей не могут дождаться своей очереди к действию и выполнить соответствующие действия или ответить на вопросы. Содержание предложений детей с речевой патологией, как правило, малоинформативно.

При обсуждении лексической темы на занятии большинство детей с общим недоразвитием речи повторяют ранее услышанные от других детей реплики, перебивают друг друга, часто меняют тему беседы. В то время, как дети с нормальным речевым развитием не повторяют ранее услышанные реплики. В единичных случаях дети тоже перебивают друг друга. У двоих детей с общим недоразвитием речи отмечаются недостатки при отборе языковых и интонационных средств речи.

Мимикой и жестами обе группы детей пользуются активно. Высказывания детей с общим недоразвитием речи, в основном, сопровождали конкретные предметные действия с использованием избыточного количества примитивных жестов. Их характеризовали стойкие нарушения всех звеньев коммуникативного акта: мотивационно-потребностной сферы, целевой установки, внутреннего программирования речевой коммуникации и ее внешней реализации. Следует отметить, что дети с общим недоразвитием речи гораздо чаще пользуются жестами, тогда как детей с нормальным речевым развитием активно используют в процессе общения мимику. Дети с общим недоразвитием речи на занятии чувствовали себя раскованно, однако у них отмечалась малая продолжительность деятельности, частые отвлечения.

Экспериментальное исследование позволило выявить особенности речевой коммуникации детей с общим недоразвитием речи со взрослыми и сверстниками в разных условиях (игре, на занятии, в беседе).

Экспериментальное изучение коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи показало, что она отличается от деятельности их нормально развивающихся сверстников, как по уровню своего развития, так и по основным качественным показателям.

Изучение характера общения детей со взрослыми обнаружило преобладание его ситуативно-деловой формы, что характерно для нормально развивающихся детей двух-четырехлетнего возраста. Предпочитаемым видом общения, как показали результаты экспериментального исследования, оказалось общение, выступающее на фоне совместной игровой деятельности.

Следует отметить, что в ситуации общения дети с общим недоразвитием речи часто прибегали к помощи жестов, давали в основном односложные ответы. Наибольшие затруднения вызывали вопросы, требовавшие достаточно развернутой реакции ребенка.

Проведенное исследование на занятии, позволяет сделать вывод о снижении потребности в общении, что выражается отсутствием заинтересованности в контакте, отсутствием инициативных высказываний, относящихся к познавательной деятельности и самим характером беседы, которая имеет вид одностороннего диалога-расспроса, поддерживаемого взрослым.

Страницы: 1 2 3 4 5


Роль дидактических принципов в обучении математике
1. Принципы обучения Принципы обучения - это исходные положения, определяющие деятельность педагога и характер познавательной деятельности учащихся. Принципы обучения выражают определенные закономерности обучения. Незнание принципов или их неумелое применение тормозит успешность обучения, затрудняет усвоение знаний, формирование качеств ...

Педагогические условия формирования представлений о семье у детей старшей группы
Известно, что природа человека двойственна и сочетает в себе как врожденные биологические, так и социальные, формирующиеся в течение всей жизни под воздействием общественной среды, компоненты. Чувство защищенности, потребность и желание иметь дом и родителей, которые всегда накормят, пожалеют, присущи человеку от рождения. Необходимо учи ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru