"+" - инициативные высказывания, относящиеся к познавательной деятельности;
"-" - инициативные высказывания, не относящиеся к познавательной деятельности.
Следует отметить, что в пределах одного уровня речевого развития группа детей с общим недоразвитием оказалась неоднородной, о чем свидетельствовали заметные различия количественных показателей употребляемых детьми речевых высказываний. Таким образом, проведенное исследование и полученные в ходе его данные свидетельствуют о том, что количество речевых высказываний у детей с общим недоразвитием речи незначительно отличается от количества речевых высказываний у детей без речевой патологии. Однако распространенность речевых высказываний у детей с нормальным речевым высказыванием превышает вдвое. Следует отметить, что характер высказываний у детей с общим недоразвитием речи проявляется в основном в виде сообщения. Количество инициативных высказываний у детей с общим недоразвитием речи во многом превышают показатели, чем у детей без речевой патологии, однако эти высказывания не относятся к познавательной деятельности.
Проведенное исследование показывает, что у большинства дошкольников с общим недоразвитием речи возникают затруднения при доказательстве своей точки зрения. В основном их высказывания не логичны. Дети с общим недоразвитием речи застревали на второстепенных деталях, пропускали главные события, повторяли отдельные эпизоды.
Особые затруднения у детей с общим недоразвитием речи возникают при общении в группе. Большинство детей не могут дождаться своей очереди к действию и выполнить соответствующие действия или ответить на вопросы. Содержание предложений детей с речевой патологией, как правило, малоинформативно.
При обсуждении лексической темы на занятии большинство детей с общим недоразвитием речи повторяют ранее услышанные от других детей реплики, перебивают друг друга, часто меняют тему беседы. В то время, как дети с нормальным речевым развитием не повторяют ранее услышанные реплики. В единичных случаях дети тоже перебивают друг друга. У двоих детей с общим недоразвитием речи отмечаются недостатки при отборе языковых и интонационных средств речи.
Мимикой и жестами обе группы детей пользуются активно. Высказывания детей с общим недоразвитием речи, в основном, сопровождали конкретные предметные действия с использованием избыточного количества примитивных жестов. Их характеризовали стойкие нарушения всех звеньев коммуникативного акта: мотивационно-потребностной сферы, целевой установки, внутреннего программирования речевой коммуникации и ее внешней реализации. Следует отметить, что дети с общим недоразвитием речи гораздо чаще пользуются жестами, тогда как детей с нормальным речевым развитием активно используют в процессе общения мимику. Дети с общим недоразвитием речи на занятии чувствовали себя раскованно, однако у них отмечалась малая продолжительность деятельности, частые отвлечения.
Экспериментальное исследование позволило выявить особенности речевой коммуникации детей с общим недоразвитием речи со взрослыми и сверстниками в разных условиях (игре, на занятии, в беседе).
Экспериментальное изучение коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи показало, что она отличается от деятельности их нормально развивающихся сверстников, как по уровню своего развития, так и по основным качественным показателям.
Изучение характера общения детей со взрослыми обнаружило преобладание его ситуативно-деловой формы, что характерно для нормально развивающихся детей двух-четырехлетнего возраста. Предпочитаемым видом общения, как показали результаты экспериментального исследования, оказалось общение, выступающее на фоне совместной игровой деятельности.
Следует отметить, что в ситуации общения дети с общим недоразвитием речи часто прибегали к помощи жестов, давали в основном односложные ответы. Наибольшие затруднения вызывали вопросы, требовавшие достаточно развернутой реакции ребенка.
Проведенное исследование на занятии, позволяет сделать вывод о снижении потребности в общении, что выражается отсутствием заинтересованности в контакте, отсутствием инициативных высказываний, относящихся к познавательной деятельности и самим характером беседы, которая имеет вид одностороннего диалога-расспроса, поддерживаемого взрослым.
Степенная функция с комплексным показателем
Рассмотрим функцию: (9) где есть натуральное число, большее единицы. Функция, обратная этой, есть (10) Функция имеет производную, отличную от нуля во всякой конечной точке плоскости, кроме начала координат. Следовательно, во всякой такой точке сохраняются углы при отображении с помощью функции . Посмотрим, как ведёт себя наша функция в о ...
Контрольный эксперимент. Сравнительный анализ результатов проведённой работы
Цель контрольного эксперимента: определение эффективности использования занятий по развитию
уровня коммуникативной компетентности
у детей старшего дошкольного возраста. Для выявления уровня коммуникативной компетентности
мы повторно использовали методики: социометрия «У кого больше» и методика «Волшебная комната». На третьем этапе работы ...