Во время исследования заполнялись протоколы (см. Приложение 3) и данные результатов исследования (см. Приложение 4).
При исследовании особенностей речевой коммуникации детей старшего дошкольного возраста в условиях занятий использовался метод наблюдения. Было проведено занятие по ознакомлению с окружающим миром в соответствии с программой детского сада по теме: "Новогодний праздник". Занятие проводилось воспитателями по одному и тому же конспекту в группе с общим недоразвитием речи и в группе с нормальным речевым развитием (см. Приложение 5).
В ходе наблюдения регистрировались:
1) количество речевых высказываний;
2) распространенность речевых высказываний;
3) характеристика высказываний по типу коммуникативной направленности:
· сообщение,
· вопросительные,
· побудительные;
4) количество инициативных высказываний:
· относящиеся к познавательной деятельности;
· не относящиеся к познавательной деятельности.
В оценке зрелости диалога подчеркивается наличие трех компонентов:
1) инициативного высказывания;
2) ответ на инициативное высказывание;
3) встречной ответной реакции на ответ.
А.Г. Арушанова, А.Н. Корнев [22, с.314] справедливо отмечают: "Овладение диалогом - больше, чем овладение просто композиционной формой речи. Это прежде всего формирование диалогической позиции, активного вопрошающего и ответного отношения к партнеру, умение слышать и понимать товарища, привлечь его внимание к себе и своей деятельности, интересоваться собеседником и быть интересным ему".
Сравнительный анализ эффективности коррекционно-развивающей программы и
базовой программы дома-интерната
Таблица 3.4 – Сравнительный анализ эффективности предложенной программы с базовой программой дома-интерната Тест КГ после эк-та ЭГ после эк-та tнабл P «Мозаика» 2,4±0,48 4,3±0,66 3,87> tкрит=2,37 <0,05 «Разложи» 2,9±0,78 4,1±0,78 2,94> tкрит=2,37 <0,05 «Застегни» 2±0,87 4±0,87 4,02> tкрит=2,37 <0,05 «Шнуровка» 1,6±0,99 ...
Организация утреннего приема детей в детском саду в разных возрастных группах
Ребенок так болезненно реагирует на отказ товарищей по группе играть с ним. И как личную трагедию воспринимает отсутствие доверительных отношений с отдельными детьми группы. Специальными исследованиями установлено, что эмоциональное неблагополучие ребенка не только серьезная психолого-педагогическая, но и медицинская проблема. Данные мед ...