Методика экспериментального исследования

Страница 2

Для исследования особенностей общения детей со сверстниками использовалась методика С.С. Бычковой [5, с.14]. Метод исследования - наблюдение. Детям в парах была предложена настольная игра по сказке "Красная шапочка". Эффективное общение оценивалось в том случае, если были успешными:

1) передача информации

: устанавливая контакт, ребенок смотрит партнеру в глаза; обращается к сверстнику по имени; использует доброжелательный тон; в собственной речи не употребляет жаргонных, паразитирующих слов; когда по собственной инициативе (без напоминания взрослых) приветствует, благодарит сверстника и прощается с ним; в конфликтных ситуациях не оскорбляет собеседника (пытается разрешить сам или обращается за помощью взрослого);

2) восприятие информации

: когда ребенок не перебивает говорящего, а если и перебивает, то не забывает извиниться; умеет понять эмоциональное настроение партнера (сопереживает); когда неэтичные выражения партнера вызывают у него неприятие.

Перечисленные выше умения обращения оцениваются по пятибалльной системе. Общение ребенка в соответствии с принятой нормой оценивается как пять баллов. Одно отклонение от норм оценивается как четыре балла; два отклонения как три балла, три и более - два балла. Несоответствие средств общения разработанным нормативным показателям в каждом коммуникативном действии оценивается как один балл.

Таблица 3

Умения межличностного общения детей со сверстниками

Умения общения

Варианты поведения

1

2

Передача информации:

1. Использование этикетных речевых формул:

Приветствие

По инициативе взрослого

По инициативе ребенка

Прощание

По инициативе взрослого

По инициативе ребенка

Благодарность

По инициативе взрослого

По инициативе ребенка

2. Установление контакта:

По имени

-

По фамилии

-

Другим словом

-

Тактильный контакт

Доброжелательный

Недоброжелательный

Зрительное обращение

Смотрит в глаза

Отводит взгляд

3. Выражение своего настроения:

При помощи слов

-

Не выражает

-

4. Поведение в разговоре:

Жесты и мимика

Скудные

Адекватные

Развязанные

Тон общения

Доброжелательный

Недоброжелательный

Размещение партнеров

Лицом друг к другу

Отвернут от партнера

Восприятие информации:

Слушать и слышать собеседника

Внимательный

Невнимательный

Перебивает

Не перебивает

Контролировать собеседника в контакте с ним

Самостоятельно делает замечания

Не замечает ошибок

Обращается за помощью к взрослым

Отношение к неэтичным выражениям собеседника

Конформное

Неприятие

Понимать эмоциональный настрой собеседника и выражать свое отношение

Сопереживает

Равнодушен

Страницы: 1 2 3


Функции ЭВМ в обучении младших школьников
Во-первых, ЭВМ помогает сделать занятия индивидуальными даже в условиях одновременного массового (группового) обучения, позволяя школьнику выбрать подходящий для себя темп обучения. Во-вторых, ЭВМ дает учителю возможность оперативно корректировать действия ученика, организовать самоконтроль учащихся. Это особенно важно для детей с высоко ...

Сравнительный анализ изменений мелкой моторики у детей контрольной группы, занимавшихся по стандартной методике
Дети контрольной группы во время наблюдаемого периода времени занимались по стандартной методике. Через 2 месяца мы провели итоговые контрольные испытания по уже апробированной нами батарее контрольных упражнений и сравнили полученные результаты с показателями до педагогического эксперимента. В таблице 3.3 представлена сравнительная хара ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru