Критерии оптимизации объема и сложности учебного материала

Страница 1

1.Критерий целостности содержания. Учебный предмет должен отражать все основные направления развития науки, культуры, общественной жизни, всех аспектов воспитания. Современные химические исследования, как показал О. С. Зайцев [3], ведутся в области четырех основных учений — периодичности, строения вещества, химической кинетики и химической термодинамики.

2.Критерий научной общепризнанности. Спорные вопросы можно обсуждать с учащимися, но в основы науки они входить не должны.

В подлежащее обязательному усвоению содержание включаются только такие вопросы и научные трактовки, которые уже не встречают разночтений у подавляющего большинства ученых.

3. Критерий научной значимости, отражающий широту применения научных знаний. Они могут носить всеобщий, общий и частный характер. Знания, носящие всеобщий характер, дол-ны включаться в первую очередь. На этом основании в действующую программу по химии включен закон о сохранении и превращении энергии. Этим объясняется и тот факт, что из двух самых первых программ по химии, разработанных в Москве под руководством П. П. Лебедева и в Петрограде под руководством В. Н. Верховского, была в конце концов принята петроградская программа, включающая изучение периодического закона, имеющего всеобщее научное значение, обладающего универсальностью.

4.Критерий соответствия возрастным особенностям учащихся, тесно связанный с принципом доступности.

5.Критерий соответствия времени, отведенному на изучение химии. Например, практика показала, что изучение зависимости свойств гидроксидов элементов от степени окисления и радиуса центрального атома требует неоправданно много времени. И этот вопрос был исключен.

6.Критерий соответствия имеющимся в массовой школе условиям. Например, если какой-либо опыт с использованием дорогостоящих приборов и реактивов в течение ближайших 5—6 лет не может быть выполнен в массовой школе, включать его в программу не следует. Если для изучения того или иного вопроса учителя массовой школы не подготовлены и требуется их переподготовка, то сначала нужно провести такую работу, а затем включать тему в программу и т. д.

7.Критерий соответствия международным стандартам. Школьные учебные программы должны соответствовать лучшим мировым образцам аналогичных программ.

Но, помимо этих критериев, затрагивающих вопросы объема и сложности учебного материала, Г. М. Голиным были определены ведущие идеи, которые необходимо закладывать в любой курс естественнонаучного направления.

1.Идея интегративности. Она предполагает раскрытие органически присущих любой науке межпредметных связей с другими науками, взаимопроникновение научных понятий, трактовка которых в этом случае становится более широкой и тем самым расширяет кругозор учащихся, способствует формированию естественнонаучной картины мира.

2.Идея методологизации. Речь идет о том, чтобы до учащихся был доведен не просто результат научных изысканий, но и сам процесс его поиска, чтобы они осваивали и методы соответствующей (в нашем случае химической) науки, понимали связь между научным результатом и методами, которыми он получен.

Страницы: 1 2


Зависимость структуры пространственного образа от его функций в решении графических задач
Выше были рассмотрены условия, в которых осуществляется возникновение образа и оперирование им. Среди этих условий можно выделить следующие: характер наглядной основы, на которой образ впервые воз­никает; особенности графической задачи, определяющей требования к созданию образа и оперированию им. В процессе решения задач часто использует ...

Портрет гиперактивного ребенка
Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления СДВГ: гиперактивность, нарушения внимания, импульсивность [36, 20]. Признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) можно обнаружить у детей самого раннего возраста. Буквально с первых дней жизни у ребёнка может быть повышен мышечный тонус. Такие дети изо все ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru