Использование художественного текста как средство приобщения к русской культуре на уроках русского языка

Структура образования » Культурологическая концепция преподавания русского языка » Использование художественного текста как средство приобщения к русской культуре на уроках русского языка

Страница 3

Подводя итог всему сказанному выше, мы акцентируем внимание на особой важности приобщения современного школьника к национальной культуре посредством чтения как важнейшего вида речевой деятельности. Учитель должен помнить, что отбирая тексты для уроков русского языка, для самостоятельной работы учащихся дома, он стремится обеспечить возможность выполнения заданий, направленных не только на диалог ученика с текстом, но и текста с текстом, на осознание межтекстовых связей. Только в этом случае произведения, используемые при изучении разных тем, образуют как бы единый обобщенный текст - "Пространство культуры". В статье "Уроки словесности" В.Ю. Троицкий пишет: "Едва ли не самая драматическая утрата нашей школы в том, что из нее исчез учитель словесности. Есть преподаватели литературы, русского языка, истории, биологии, математики, географии, но словесник ныне - явление редчайшее. И не потому ли так заметно стало распространяться в школе духовное оскудение, что словесность как некое единство, всегда бывшее, по словам ФИ. Буслаева, "мерилом того духовного развития, которого в данную эпоху достиг народ на пути общечеловеческого совершенствования", словесность как открытие в слове и через слово существенного и необходимого "для нравственного бытия и отдельного человека и целого народа" - распалась на практически плохо соединенные друг с другом предметы.

Чтобы соединить все составляющие школьного образования, существует много путей. Один из них - знакомство с миром, национальной культурой посредством анализа художественных текстов, наблюдения над языком великих произведений. Родной язык - неисчерпаемое богатство, никогда не оскудевающее.

Проблема «языка как культурно-исторической среды» обсуждается второе десятилетие, и тем не менее в ней и по сей день немало спорных позиций и нерешенных вопросов.

Однако, несмотря на наличие трудностей и «белых пятен», в настоящее время уже намечаются пути решения проблемы. В первую очередь нужно отметить, что отчасти она уже решается в учебниках нового поколения. В эти учебники и учебные пособия уже включены сведения о русском языке как средстве выражения культуры народа, о самобытности, своеобразии, красоте, эстетической ценности русского языка и русского слова.

В частности, показательным является такой факт: в двух действующих учебниках русского языка для 10—11 классов — при всем несходстве их лингвометодических основ — встречаются тематически перекликающиеся, а иногда и одинаковые тексты, например отрывок из статьи К. Д. Бальмонта «Русский язык: воля как основа творчества» — о «самом дорогом и всеобъемлющем» для поэта слове воля, уже один «внешний лик» которого «пленителен. Веющее в, долгое, как зов далекого хора, о, ласкающее л, в мягкости твердое, утверждающее я .». Но тексты такой глубины и многозначности — даже в последних по времени выхода учебниках и сборниках дидактических материалов — скорее исключение, чем правило. Проблема поиска, обработки и систематизации текстов социо- и этнокультурного содержания до сих пор достаточно остра для методики русского языка.

Уроки формирования культуроведческой компетенции требуют также пересмотра сложившейся методики организации уроков русского языка, апробирования и включения в структуру урока новых, в большей степени соответствующих новому направлению приемов и форм работы со словом.

Таким образом, крайне необходимо следующее:

а) формировать заявленную современными образовательными стандартами культуроведческую компетенцию школьников;

б) развивать языковую личность обучаемого;

Страницы: 1 2 3 4


Основные принципы традиционного обучения
Процесс обучения основывается на принципах, выведенных из рассуждений и концептуального опыта, которые сформулировал Я.А. Коменский. Принцип научности(ложных знаний не может быть, могут быть только неполные) Принцип природосообразности (обучение определяется развитием (не форсируется) Принцип последовательности и систематичности(последов ...

Продуктивный вариант обучения
Продуктивный вариант учебной деятельности содержит ряд элементов: логическое и интуитивное предвосхищение; выдвижение и проверка гипотез; перебор и оценка вариантов и др. Его стержнем является стимулирование учащихся к творчеству в познавательной деятельности. Продуктивный вариант обучения состоит из: · ориентированного, исполнительного ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.proeducator.ru