Русский язык как предмет мировоззренческий призван обеспечивать единство и взаимодействие языка, культуры, личности в процессе обучения и развития этой личности. Часть проблем «культуросообразного» преподавания гуманитарных предметов уже решается в ходе освоения учащимися разных способов мыслительной и речевой деятельности, приобретения опыта и навыков коммуникативно целесообразного поведения, развития рефлексивного сознания, культуры чувств, эмоций, умственного труда, создания и поддержания в учебном заведении культурной среды, и не в последнюю очередь — при условии изучения языка как «кода культуры», а это уже не только специально-методическая, но и общепедагогическая задача
В основе современных «культуросообразных» образовательных концепций и культурологических подходов к преподаванию лежит осознание неразрывности связей в триаде язык — культура — общество, новый взгляд на роль социума в становлении языковой личности.
Особое место в этом процессе должно быть, без сомнения, отведено родному (в нашем случае — русскому) языку. Родной язык играет важнейшую роль в формировании сознания растущего человека, в его вживании в культуру.
Отражая в концентрированном виде духовную жизнь человечества, язык является сильнейшим средством воспитания; усваивая язык, человек не только познает мир, но и учится жить в этом мире, приобретает ценностные ориентиры, глубже проникает в национальную и общемировую культуру, естественным путем (изучая самое естественное и привычное — язык!) приобщается к духовным богатствам, хранимым языком, соотносит знания, получаемые на всех школьных уроках, с опытом повседневной жизни, в результате чего осознает свое место в современном обществе, приобретает навыки общения в разных ситуациях, т. е. социализуется. В этом и заключается актуальность данной темы
.
В связи с этими идеями значительно изменяется преподавание предмета «Русский язык» в общеобразовательной школе. Изменяется, разумеется, и вне зависимости от вышеназванных общепедагогических установок: расширяются содержательные рамки предмета, претерпевают изменения организационные и методические основы урока, но в большей степени — в непосредственной зависимости от утверждающегося культурологического подхода: происходит перегруппировка целей и задач, на первый план выходят задачи развития и воспитания учащихся, выдвигается требование формирования помимо лингвистической и коммуникативной еще и культуроведческой компетенции.
Объект исследования
- преподавание предмета «Русский язык» в общеобразовательной школе.
Предмет исследования
– культурологический подход к преподаванию русского языка.
Цель данной работы
- рассмотреть сущность культурологического подхода в преподавании предмета «Русский язык»
В соответствии с указанной целью, были поставлены следующие задачи
:
дать характеристику культурологических основ содержания образования;
выявить приемы и методы реализации задач культурологического образования на уроке русского языка
рассмотреть возможности использования художественного текста как средства приобщения к русской культуре;
Деятельность педагога-психолога в коррекционной школе-интернате
Полное наименование Учреждения: краевое государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Алтайская краевая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа III-IV вида». Юридический адрес учреждения: 656004, Алтайский край, г. Барна ...
Педагогическая
теория М. Монтессори
Итальянский врач-психиатр и педагог Мария Монтессори (1870-1952) разработала метод, первоначально названный «физиологическим»: от деятельности мускульной системы идти к развитию различных органов внешних чувств, а затем к культуре высших психических функций. В 1907 г., строительный кооператив рабочих в Риме организовал детский сад для де ...